Стратегия как образец .
Стратегия как образец - это третий способ взглянуть на стратегию.
Данный взгляд фокусируется на том, в какой степени действия фирмы являются последовательными с течением времени.
Отсутствие стратегической схемы помогает объяснить, почему гигантская компания Seagram понесла огромные убытки и стала мишенью поглощения.
Компания была основана в середине 1950-х годов в Монреале в качестве дистиллятора.
После того, как в 1933 г. запрет в Соединенных Штатах Америки закончился (что само по себе стало бумом для компании Seagram благодаря продажам своей продукции.), компания Seagram Co. Ltd. была готова к отложенному спросу на алкоголь со стороны американских потребителей.
На пике развития фирмы в середине 1950-х годов каждый третий ликеро-водочный напиток, потребляемый американцами, был произведен компанией "Seagram" (Slater, 2013).
Обладая большими денежными средствами, компания начала диверсифицировать свою деятельность, купив сначала другие компании по производству напитков - вино, шампанское, коньяк и даже апельсиновый сок - с покупкой продуктов "Tropicana".
Одной из наиболее прибыльных инвестиций "Seagram" была значительная доля меньшинства в химическом гиганте "DuPont".
Однако в 1994 г. Эдгар Бронфман-младший возглавил подразделение компании "Seagram's" и продолжил реализацию стратегии диверсификации, продвигаясь в сферу развлечений, о которой компания "Seagrams" мало что знала.
Все пошло так плохо, что в 2000 г. компания "Seagram" продала свои прибыльные холдинги "DuPont" французскому телекоммуникационному гиганту "Vivendi SA", европейскому гиганту.
Сделка привела к разрушению большей части состояния семьи Бронфманов (Slater, 2013).
В отличие от этого, "Apple" имеет очень последовательную стратегическую модель:
она всегда отвечает на конкурентные вызовы инновациями. Некоторые из этих нововведений являются полными шинами.
Пожалуй, наиболее известным был Ньютон, планшетный прибор, который, возможно, опередил свое время.
Другим примером может служить система видеоигр "Pippin", представленная в 1996 г. и получившая практически всеобщее высмеивание.
Apple TV, 2007 год, предлагавший услуги связи телевизоров с Интернетом, также медленно привлекал покупателей.
Однако в 2014 году коробка за 99 долларов продается довольно хорошо:
Тим Кук (генеральный директор Apple) только что сообщил акционерам, что в 2013 году компания получила более 1 миллиарда долларов от продаж Apple TV, что предполагает продажи более 10 миллионов устройств.
Слишком близкое следование схеме сопряжено с риском. Последовательная модель поведения может сделать компанию предсказуемой, от чего Apple должна будет остерегаться в ближайшие годы (Kafta, 2014).
Стратегия как позиция.
Рассмотрение стратегии как плана, уловки и образца включает в себя действия только одной фирмы. Следующая P-стратегия, напротив, рассматривает фирму и ее конкурентов как позицию.
В частности, стратегия как позиция относится к месту фирмы в отрасли по отношению к ее конкурентам.
Например, "McDonald's" уже давно является и остается безусловным лидером среди сетей быстрого питания.
Эта должность предлагает как хорошие, так и плохие аспекты для "McDonald's". Одним из преимуществ лидерства в отрасли является то, что многие клиенты хорошо знакомы с лидерами и лояльны им.
Однако лидерство на рынке также делает "McDonald's" мишенью для таких конкурентов, как "Burger King" and "Wendy's".
Эти фирмы разрабатывают свои стратегии, в первую очередь, с учетом интересов "McDonald's".
Старый флот предлагает еще один пример стратегии в качестве позиции.
Старый флот был позиционирован для продажи модной одежды по конкурентоспособным ценам.
"Old Navy" принадлежит той же корпорации (Gap Inc.), что и бренд среднего уровня Gap и высококлассный бренд "Banana Republic".
Каждый из этих трех брендов позиционируется по своему уровню цен.
Фирма надеется, что по мере того, как клиенты "Old Navy" будут становиться старше и богаче, они будут делать покупки в "Gap", а затем, в конечном счете, в "Banana Republic".
Аналогичное позиционирование различных брендов преследуется "General Motors" через подразделения "Chevrolet" (начальный уровень), "Buick" (средний уровень) и "Cadillac" (высококлассный).
Фирмы могут занять определенную позицию, выполняя определенные действия не так, как их конкуренты.
Компания WestJet Airlines Ltd., расположенная в городе Калгари, Альберта, может позиционировать себя как ценовой лидер.
"WestJet" предлагает самую низкую цену и структуру затрат, имеет отличный сервис и обеспечивает превосходное качество обслуживания.
Компания "WestJet" стала пионером в области продажи безбумажных билетов, бронирования телефонных разговоров, а также закусочных и упаковочных обедов.
Они используют исключительно самолеты Boeing 737, запасные части и тренировочный персонал на базе одной модели самолета.
WestJet использует модели от A до B, а не веб-модель и спицы, что является общим для таких авиакомпаний, как "Air Canada".
"Air Canada" аккумулирует людей в узловых городах, чтобы доставить их к местам, которые являются небольшими центрами.
Существует более высокая структура затрат для поддержки 1-2 часов между перелетами для данной модели.
Следует отметить, что авиакомпания "Air Canada", назначенная в качестве национальной авиакомпании Канады, в законодательном порядке предоставляет услуги узловым аэропортам и пресс-центрам.
"WestJet" может выбрать только самые выгодные маршруты, что является очевидным преимуществом, недоступным "Air Canada" (Business in Vancouver, 2003).
Кроме того, многие ворота аэропорта "Westjet" оборудованы двумя мостами (второй соединяется с дверью в задней части самолета), что позволяет им выгружать и перезагружать пассажиров в два раза быстрее, чем "Air Canada".
Это более быстрое время разворота напрямую поддерживает более высокую прибыль - самолет на асфальте - это просто статья затрат!
Единственное время, когда самолеты приносят доход, это когда они летают.
Когда фирмы позиционируют себя через уникальные товары и услуги, которые ценятся клиентами, бизнес часто процветает.
Но когда фирмы стараются угодить всем, они часто оказываются без конкурентной позиции, необходимой для долгосрочного успеха.
Таким образом, решение о том, что фирма не собирается делать, так же важно для стратегии, как и решение о том, что она собирается делать (Porter, 1996).
Чтобы получить конкурентное преимущество и добиться большего успеха, фирмы иногда меняют позиции.
Но это может быть рискованным шагом. Zellers стал успешным универмагом, ориентированным на клиентов со средним уровнем дохода.
Когда фирма отказалась от этой устоявшейся позиции, чтобы конкурировать за более состоятельных клиентов и более высокую маржу, результаты были катастрофическими.
Фирма была вынуждена обанкротиться и закрыла многие магазины.
В конце концов, "Zellers" продала многие из своих объектов компании "Target", новоприбывшей на канадский рынок.
В отличие от таких фирм, как "Zellers", которые изменили свои позиции, "Apple" уже давно сохраняет позиции ведущего инноватора в различных отраслях промышленности. Это позиционирование хорошо послужило "Apple".