Стратегия как план.
Стратегические планы являются сущностью стратегии, согласно одному классическому видению стратегии.
Стратегический план - это тщательно разработанный набор шагов, которым компания намерена следовать для достижения успеха.
Практически каждая организация разрабатывает стратегический план, определяющий ее будущее.
Хотя "Apple" была очень успешной компьютерной компанией в первые годы существования микрокомпьютера, к 1996 году показатели "Apple" были не очень высокими, и Жильберт Ф. Амелио был назначен генеральным директором (главным исполнительным директором) в надежде обратить вспять судьбу компании.
В своем выступлении, посвященном стратегии, Амелио рассказал о плане, в котором основное внимание уделяется использованию Интернета (который в то время находился в стадии зарождения) и разработке продуктов и услуг мультимедиа.
Последующий успех "Apple" в продаже через Интернет с помощью iTunes и iPad можно проследить по плану, разработанному в 1996 году (Markoff, 1996).
Бизнес-модель должна быть центральным элементом стратегического плана фирмы.
Проще говоря, бизнес-модель описывает процесс, посредством которого компания надеется получить прибыль.
Вы, вероятно, не удивитесь, узнав, что для разработки жизнеспособной бизнес-модели требуется, чтобы фирма продавала товары или услуги по цене, превышающей затраты фирмы на создание и распространение этих товаров.
Более тонким, но не менее важным аспектом бизнес-модели является предоставление клиентам товаров или услуг по более низким ценам, чем они сами могут их создать.
Рассмотрим, например, крупные сети пиццерий, такие как Boston Pizza и Domino's.
Поскольку эти фирмы покупают ингредиенты в больших количествах, они платят за них гораздо меньше, чем любая семья (преимущество, называемое экономией на масштабе производства).
Boston Pizza и Domino's разработали специальное кухонное оборудование, которое позволяет им производить пиццу с лучшими вкусовыми характеристиками, чем те, которые могут быть получены с помощью основных духовок, используемых большинством семей для приготовления пищи.
Таким образом, пиццерийные рестораны могут приготовить пиццу с лучшими вкусовыми характеристиками по гораздо меньшей цене, чем семья может сделать сама.
Эта бизнес-модель обеспечивает хорошую рентабельность и позволяет Boston Pizza и Domino's стать крупными компаниями.
Стратегические планы важны и для отдельных людей. Действительно, известная пословица гласит, что "тот, кто не планирует, планирует потерпеть неудачу".
Другими словами, для достижения успеха человеку необходимо наметить путь в будущее, а затем следовать по нему.
Если вы читаете это, то получение высшего образования, вероятно, является ключевым шагом в вашем стратегическом плане карьеры.
Однако не беспокойтесь, если ваш план не полностью разработан. Жизнь полна неожиданных поворотов и поворотов, поэтому сохранение гибкости полезно как для людей, планирующих свою карьеру, так и для фирм.
Для фирм эти неожиданные повороты ограничивают ценность стратегического планирования.
Бывший чемпион по боксу в тяжелом весе Майк Тайсон зафиксировал ограничения стратегических планов, отметив:
"У каждого есть план, пока я не ударю его в лицо". С этого момента стратегия заключается не столько в плане, сколько в адаптации к меняющейся ситуации.
Для компаний изменения в поведении конкурентов, клиентов, поставщиков, регулирующих органов и других внешних групп могут быть источником метафорического удара в лицо.
По мере развития событий вокруг компании ее стратегический план может отражать конкурентную реальность, которой больше не существует.
Поскольку ландшафт бизнеса быстро меняется, необходимы другие способы мышления о стратегии.
Стратегия как уловка.
Вторым способом просмотра стратегии является просмотр стратегии в плоскостях.
Стратегическая уловка - это особый ход, разработанный для обмана или обмана конкурентов.
Планы часто предполагают использование творческого подхода для достижения успеха.
Подумайте о фильме Марка Твена "Том Сойер", где главный герой Том застрял в белом заграждении вместо того, чтобы играть или ходить в купальную яму.
Его единственная попытка подкупа не сработала. Ему удалось убедить друзей, что ему нравится рисовать:
"Нравится? Ну, я не понимаю, почему мне это не нравится. У мальчика есть шанс побелить забор каждый день?"
Он маневрировал своими друзьями и с радостью платил им за шанс побелить забор тети Полли (Twain, 1876).
Сговоры могут быть особенно полезны в борьбе с гораздо более сильными соперниками.
Военная история дает довольно много наглядных примеров. До Американской революции в сухопутных боях обычно участвовали две противоборствующие армии, каждая из которых носила ярко окрашенную одежду, шествуя друг на друга через открытые поля.
Джордж Вашингтон и его офицеры знали, что Соединенные Штаты не могут победить лучше обученные и лучше оснащенные британские войска в традиционной битве.
Чтобы преодолеть свои слабые стороны, американские военные делали ставку на засады, нападения с применением взрывов и другие партизанские действия.
Он даже нарушил неписаное правило войны, напав на британских офицеров во время перестрелок.
Это была попытка снизить эффективность оппонента, сняв с себя руководство.
В 2011 году владельца пиццерии в Пенсильвании обвинили в достаточно уникальной попытке перехитрить две конкурирующих пиццерии.
По данным полиции, он пытался саботировать конкурентов, подкинув мышей в пиццерии.
Если бы уловка не была обнаружена, эти два магазина могли бы получить дурную огласку или даже быть закрыты властями из-за проблем с санитарией.
Хотя большинство стратегических планов являются законными, этого не было, и преступник был арестован (Reuters, 2011).