«Карповка» побывала в месте, где патриотизм витает в воздухе и нет пропаганды.
Парк «Патриот», недавно открывшийся в Кронштадте, полностью оправдывает свое название. Ухаживать за территорией, полной исторических построек, безвозмездно начали петербургские активисты. Они же охраняли покинутый военный комплекс от вандалов и организовали первую историческую экспозицию. На смену народным защитникам в прежде покинутую часть пришло Минобороны. Но парк до сих пор сохраняет дух настоящей России, где русский лес и тишина соединяются с готовностью встать на защиту Родины.
Словосочетание «парк патриот» благодаря центральному телевидению прочно ассоциируется с громадой военной техники, гулом пролетающих над головой истребителей и марширующими туда-сюда военными разных званий и родов войск. По крайней мере, так выглядит «Патриот» в Москве. Но кронштадтский парк «Патриот» совсем не такой. Комплекс расположился в бывшей пушечной батарее «Демидов». Он является памятником культуры, больше половины объектов которого сохранили первоначальный вид. Раньше на месте располагался военный комплекс, но в 2014 году армия покинула объект, оставив его в открытом пользовании.
На этой части острова, не вовлеченной в инфраструктуру Кронштадта, стоят столетние постройки, помнящие еще Русско-Японскую войну. На территории целиком сохранился дальномерный павильон образца 1895 года, казематированная минная станция и множество батарей постройки конца XIX и начала XX века. После ухода военных остатки техники постепенно начали расходиться по рукам мародеров, но на почти разграбленную часть обратили внимание активисты.
Сохранением истории Кронштадтской крепости заинтересовались трое молодых людей — Станислав Воробьев, Роман Шапошник и Михаил Соловьев. Активисты рассказывают о своей деятельности в сообществе «Сохранение и возрождение Кронштадтской крепости» в соцсети «ВКонтакте». В описании группы — фраза на дореволюционном русском языке: «Главнѣйшая крѣпость Россійской имперіи». Тоскующие по величию дореволюционной России петербуржцы проводят по Кронштадту экскурсии, их приглашают в качестве экспертов на телевидение и награждают знаками отличия военные. В 2014 году молодые люди решили взять сохранение «уникальных памятников фортификации», как называют парк сами члены объединения, в свои руки. Энтузиасты «Сохранения» заботились о заброшенной воинской части на собственные средства. Им же пришлось бороться с вандалами, грабившими парк.
«Осенью 2014 года на батареях появились какие-то люди, утверждающие, что у них контракт с военными на утилизацию всякого хлама на территории, и что трогать «историческое железо» они не собираются, — рассказал Станислав Воробьев. — Они пообещали, что пробудут там несколько месяцев, и все это время территория будет под охраной. И так они все это убедительно говорили, что мы успокоились. В начале марта 2015 года оказалось, что батареи активно растаскиваются. Тех, с кем разговаривали осенью, мы не нашли. Насколько они были к этому причастны, мы не знаем, но думаем, что все-таки были».
Активисты обращались в полицию, писали журналистам и общались с чиновниками из КГИОП. Территория не имела статуса ОКН (объекта культурного наследия) и не была подконтрольна местной администрации. Молодые люди перестали надеяться на помощь власти.
«Мы на свой страх и риск перегородили все доступные въезды на территорию — перевязали ворота колючей проволокой, положили бетонные блоки и кучи земли и всякого хлама поперек дорог. Мы также наняли людей для патруля и нередко занимались этим сами, — вспоминает Станислав. — Расчет был на то, что для вывоза тяжелых металлических предметов с территории на нее необходимо проехать. Если такой возможности не будет, возможно, прекратятся и набеги. План себя оправдал. Первые две недели предпринимались попытки устранить наши преграды, но патрульные били тревогу, и мы срочно на нее реагировали, приезжали на место. Со временем попытки вандалов прекратились, и следующие два с половиной года в этом смысле прошли спокойно. В первое время мы довольно скромно занимались батареями. Проводили субботники, расчищали территорию, разрабатывали броневые двери и оконные ставни в казематах».
С приходом в команду реставратора Романа Шапошника активисты начали заниматься не только патрулированием. Вместе со своей инициативной группой он организовал историческую экспозицию в одном из казематов. Самонареченные защитники парка продолжали следить за объектом вплоть до 2017 года, когда на него вновь вернулись военные: в 2016 году министр обороны Сергей Шойгу решил на месте старого военного комплекса организовать парк «Патриот».
Сейчас парк все еще строится, но уже закончено его оформление как юридического лица. Согласно распоряжению правительства РФ, в структуру парка также включены шесть исторических территорий, утративших военное значение. Это Кронштадтское доковое адмиралтейство, комплекс зданий «Минного офицерского класса», Западная дамба Усть-Рогатки, Южная оградительная стенка с батареей «Князь Меншиков», а также форты «Кроншлот» и «Император Александр I», также известный как «Чумный». В парке построили партизанскую деревню, тир и загон для лошадей, привезли туда новые танки. Он получил много хороших отзывов: горожане особенно выделили аккуратный газон, бесплатный доступ и то, что место очень нравится детям. Здесь они могут потрогать руками старинные орудия, полазать по бронепоезду и боевым машинам, не услышав строгого окрика смотрителя. Дополнительный плюс парка — это царящая здесь тишина. Место расположено вдали от нахоженных туристических троп, да и местные жители пока заглядывают сюда нечасто.
Кронштадтский «Патриот» совсем не похож на подмосковный, скорее напоминающий плацдарм, нежели парк. Он остается уютным и зеленым, с протоптанными тропинками в зарослях северного леса, он еще не залит асфальтом и не выкрашен краской цвета алюминия. Недавно привезенные пушки Канэ смотрят дулами на тихие волны спокойного и холодного Финского залива. Но, судя по планам российских военачальников, мирная жизнь у парка скоро закончится.
Постепенно парк из места отдыха превращается в учреждение по воспитанию в гражданах патриотических чувств. Сейчас «Патриот» возглавляет президент Международного благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца» Андрей Кононов. Он периодически дает интервью, где рассказывает о том, что патриотизм защитит Россию от подлости Запада, а президент Путин «ежедневно укрепляет нашу уверенность в завтрашнем дне». Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил в мае, что «Патриот» станет крупнейшим парком в Европе и в нем юных петербуржцев начнут готовить к армии.
Авторы: Александра Коленкова, Дарья Фокина
Фото: Андрей Макаров