Официант улыбался изо всех сил и обслуживал седовласого мужчину в светлом костюме. Подавал ему блюда, наливал воду из хрустального кувшина. Вежливо спрашивал, не переставая улыбаться. Понимающе кивал и моментально приносил желаемое. Склонял голову в полупоклоне. Заглядывал в глаза. Прекрасный официант, мастер своего дела.
Пожилой солидный мужчина оставил официанту чаевые, конечно. Его ведь отлично обслужили. Официант горячо благодарил и кланялся, кланялся...
Мужчина не улыбался официанту. Не кивал ему приветливо. Не кланялся в ответ. Он был строг, спокоен и сдержан. Он ел, пил кофе и все. А потом он пошёл к своему автомобилю. Водитель открыл ему дверцу. Человек сел и уехал. И тоже, знаете, не рассыпался в благодарностях и не расплылся в улыбке. Не шаркнул ножкой и не поклонился в пол. Обошёлся без реверанса. Сел и поехал по своим делам.
Так что вот две стратегии поведения. Обе хорошие. Одна стратегия хороша для официанта; он получил чаевые и оставил самые лучшие впечатления о себе. Может быть, когда-нибудь его пригласят работать официантом в более шикарное заведение. И потом, возможно, доверят обучать других официантов. Повысят по службе. А вторая стратегия хороша для тех, кто достигает настоящего успеха.
Спокойная вежливость без избытка эмоций и чрезмерной демонстрации доброжелательности. Ему не надо улыбаться и располагать к себе, этому человеку. И советы "поделиться улыбкой", "быть проще", "угождать желаниям других людей", поговорки вроде "поклон спины не ломит", "ласковое теля двух маток сосет" совершенно для него непригодны. У него другие цели и задачи в жизни.
Так что стратегии разные, общей нет. Все зависит от того, чего вы хотите добиться и чего вы уже добились. Быть вежливым можно и без обслуживания других, без улыбок и хлопотливого угадывания чужих желаний, если это не входит в ваши профессиональные обязанности. Если вы можете себе это позволить. Тех, кто улыбается, кланяется и прислуживает, не очень-то уважают и замечают. И вознаграждают чаевыми. Или не вознаграждают вовсе…
Анна Кирьянова