Архитектор Григорий Симонов не входит в число самых известных зодчих России. Его имя не на слуху у обычных людей, да и не все те, кто интересуется архитектурой, знакомы с этим человеком. И это несправедливо - Симонов внёс огромный вклад в архитектуру не только Ленинграда, но и России в целом. И сегодня я постараюсь подробно рассказать вам об этом!
Для начала объясню название статьи. Да, Симонова можно по-праву называть главным творцом жилмассивов северной столицы. А всё дело в том, что Григорий Александрович фактически руководил строительством всей жилой недвижимости Ленинграда в 20-30-х годах двадцатого века - именно в это время по всему СССР создавались жилые комплексы для рабочих, прозванные жилмассивами.
Биография
Если говорить о биографии архитектора, то она была довольно обыденной: родился он в Троицке в 1893 году, образование получил в Петербурге в Институте гражданских инженеров (СПбГАСУ), после чего занимался там преподавательской деятельностью. С 1924 года Григорий Александрович руководил проектным бюро при Ленинградском Совнаркоме (потомком этого органа являлся всем известный ЛЕННИИПРОЕКТ). Другими словами, с 1924 года Симонов отвечал за проектирование практически всех жилых зданий Ленинграда.
Активная архитектурная деятельность Григория Александровича продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны. Во время неё он был эвакуирован на Урал, где активно продолжил заниматься проектированием (например, принимал участие в создании генерального плана города Магнитогорска).
После войны Симонов переехал в Москву. Там он занимал серьёзные административные должности (вплоть до председателя комитета архитектуры СССР), а также преподавал в Московском архитектурном университете (МАРХИ), однако в проектировочной деятельности участия больше не принимал. Умер Григорий Александрович в 1974 году.
Но, как мы знаем, самое главное в биографии архитектора - его творческая деятельность или, другими словами, культурное наследие, которые он оставил после себя. Поэтому в данной статье я постараюсь максимально обширно рассказать вам про тот огромный вклад, который внёс Симонов в облик Санкт-Петербурга!
Жилмассивы Петербурга
Отдельным пунктом я сразу выделю жилмассивы. Дело в том, что на моём канале существует целая серия статей о жилмассивах Санкт-Петербурга, большую часть из которых построили по проектам Симонова. Так что повторяться и рассказывать про каждый жилмассив отдельно я не вижу смысла, но постараюсь раскрыть вам саму суть этого явления.
Проблема нехватки жилья для простых людей остро стояла в Петербурге ещё с конца 19 века. Её пытались решить в царской России, но получилось не слишком удачно, так что за решение взялись архитекторы и градостроители Ленинграда 1920-х годов (к слову, они тоже не смогли разобраться с ней и окончательно точку в этом вопросе поставило массовое строительство серийных "хрущёвок").
Григорий Симонов был главным градостроителем того времени - именно он отвечал за строительство жилмассивов, которые представляли собой жильё для рабочего класса. По современным меркам эти дома сложно назвать комфортными: во многих жилмассивах отсутствовали ванные и кухни, вместо них жильцы пользовались общими банями и столовыми.
Впрочем, такие неудобства компенсировались новаторскими градостроительными приёмами. Интересно то, что вдохновившись опытом западных коллег (Симонов лично ездил в командировку в Германию и набирался опыта у немецких зодчих, восстанавливавших Германию после войны), наши архитекторы использовали некоторые их наработки, при этом улучшив их и адаптировав под наши реалии: особенное внимание уделялось пространственному положению домов для того, чтобы крупные зелёные дворы (что само по себе новшество для России того времени) не продувались суровыми Петербургскими ветрами, а редкое для нашего города солнце как можно чаще проникало своими лучами в квартиры жителей жилмассивов.
Если вам интересно поподробнее разобраться в теме жилмассивов Санкт-Петербурга, то ниже я оставлю ссылки на свои статьи, в которых фигурировали творения Григория Александровича - там я подробно разбираю всё то, что я сказал ранее, на примерах осуществленных построек:
Другие постройки архитектора:
Теперь предлагаю отстраниться от жилмассивов Симонова, и рассмотреть другие его творения: от индивидуальных конструктивистских проектов до зданий в стиле сталинского неоклассицизма.
"Дом-колбаса"
Дата постройки: 1932 год
Адрес: улица Бабушкина, 61
Первой осуществленной постройкой Симонова можно назвать довольно известный в Петербурге "дом-колбасу", расположенный на улице Бабушкина. Этот дом знаменит двумя вещами: во-первых, на момент строительства это здание стало самым длинным жилым домом в Ленинграде,а во-вторых, сама форма дома была уникальна и аналогов в России не имела.
Как я уже говорил ранее, Симонов довольно много времени провёл в Германии и очень вдохновился её авангардной архитектурой. Вернувшись на родину, он принялся активно переносить опыт западных архитекторов на свои постройки и, как мне кажется, получилось у него это очень хорошо.
В Берлине существует жилмассив Хуфайзен знаменитого архитектора Бруно Таута, выполненный в виде подковы. При строительстве дома на улице Бабушкина Симонов явно вдохновлялся берлинской постройкой, но при этом привнёс в неё и свои уникальные черты.
К слову, такой приём Симонова, который я описал под предыдущей фотографией, ярко демонстрирует стиль архитектора - увидев такую вот "башенку", всегда можно понять, что к дому приложил руку Григорий Александрович (она имеется почти у каждого его жилмассива).
На самом деле, дом на улице Бабушкина тоже, в той или иной степени, можно считать жилмассивом: только вместо целого квартала, состоящего из множества домов, Симонов построил одно здание, будто бы слепив все дома жилмассива воедино. И получился довольно любопытный проект!
Дом Политкаторжан
Дата постройки: 1929-1933 годы
Адрес: Троицкая площадь, 1
Прекрасный дом и, возможно, самая выдающаяся постройка Симонова. Более того, как по мне, дом "Политкаторжан" - одна из самых красивых и при этом интересных с точки зрения планировки конструктивистских построек в Санкт-Петербурге.
Дом Политкаторжан строился для людей, пострадавших от репрессий царского режима, то есть, для людей в Советском Союзе уважаемых. Поэтому и строилось оно комфортным для его жителей, но при этом с некоторым идеологическим "налётом". В доме Политкаторжан в каждой квартире есть и кухня и ванна, но при этом быт всё равно обобществлен: в здании был расположен клуб для собрания жильцов, прачечная, детский сад. То есть, идея жилмассива, заключающаяся в том, что его жителям не нужно покидать свой квартал ни для чего, кроме работы, воплощена здесь в масштабе одного дома!
Так уж вышло, что и об этом здании я уже подробно рассказывал ранее в отдельной статье (этот дом действительно интересен и заслуживает отдельного внимания). Так что если вас интересуют подробности, то предлагаю вам ознакомиться с ней по этой ссылке.
Ну а мы двигаемся дальше!
Академия железнодорожного транспорта (ныне общежитие ПГУПС)
Дата постройки: 1931-1933
Адрес: Кронверкский проспект 9, Конный переулок 2, Крестьянский переулок 1
А вот бывшая академия железнодорожного транспорта, хоть и расположена буквально по-соседству с домом политкаторжан (их разделяет мечеть и особняк Ксешинской), всё равно почти всегда остаётся обделена вниманием, и очень напрасно! Это здание - яркий и самобытный представитель архитектуры авангарда не только в Санкт-Петербурге, но и во всём мире в целом!
В этой постройке Симонов наиболее ярко раскрыл свои способности как архитектора-авангардиста: вместо привычных нам довольно простых творений с незамысловатым архитектурным обликом, в которых главный интерес представляла функциональность здания и его форма, в доме академии ж/д транспорта Симонов пользуется выразительными приёмами, такими как ленточное остекление или острые формы здания.
Самым интересным, на мой взгляд, является главный вход в здание, оформленный, как я уже сказал ранее, в виде острого угла. Интересен он тем, что массивный и монолитный корпус (архитектор специально акцентирует на этом внимания, делая окна маленького размера на углу) буквально висит в воздухе - такой визуальный эффект достигается с помощью колонны посередине.
Квартал в Малой Охте
Дата постройки: 1936-1940
Адрес: Малоохтинский проспект 84-96, Таллинская 2-4
На примере этого квартала можно убедиться, что архитектура в СССР во второй половине 30-х годов взяла "новый курс": как и все архитекторы того времени, Симонов от скромных и авангардных построек перешёл к монументальным и неоклассическим. Самым забавным мне кажется тот факт, что квартал на Малой Охте сам по себе тоже является в какой то мере жилмассивом: квартальная застройка, крупные и зелёные дворы, единый характер застройки. Вот только внешне этот квартал в сравнении с жилмассивами начала 30х годов - небо и земля...
Этот квартал имеет очень важное значение с градостроительной точки зрения. Дело в том, что в 1936 году (именно тогда началось его строительство) застройка Малой Охты состояла, по большей мере, из малоэтажных деревянных домов. Перед Симоновым (а также перед его коллегами зодчими Рубаненко и Черкасским) стояла важная задача: создать квартал, который задаст настроение всему району, и при этом будет хорошо выглядеть со стороны Невы (он расположен на набережной Невы и его отлично видно с реки).
И спустя годы можно с уверенностью сказать, что у Симонова и его коллег это прекрасно получилось! Здания выглядят роскошно (особенно в сравнении с соседними хрущёвками) и притягивают к себе внимание!
Кроме того, Симонову удалось сделать дома ещё и удобными для жизни (у Григория Александровича, как у строителя жилых домов с многолетним стажем, явно был необходимый для этого опыт). Впрочем, практически все дома в стиле сталинского неоклассицизма были удобными: большая площадь квартир, высокие потолки и т.д.
Архитектуру домов тоже сложно назвать заурядной: здесь вам и полукруглые корпуса с интересными арками, и роскошно оформленные въезды, встречающие жителей квартала колоннами тосканского и коринфского ордеров. Прекрасный образец архитектуры того времени, подтверждающий умение Симонова работать в разных стилях!
Напоследок хочу заметить один интересный факт: упоминание этого квартала на Малой Охте вы можете найти в стихотворении известного поэта Иосифа Бродского "От окраины к центру":
Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок
Впрочем, не удивительно, что Бродский упомянул именно эти дома в своём стихе: с архитектурной точки зрения, этот квартал можно считать самым выдающимся и запоминающимся среди всех жилых построек Малой Охты. И из-за своих арок в том числе!
Дом со шпилем у парка Победы
Дата постройки: 1940-1953
Адрес: Московский проспект 190, Бассейная улица 41
Ну а финальным "аккордом" архитектурной деятельности Симонова стало здание, внешне напоминающее московские высотки - самый настоящий сталинский ампир!
Дом у Парка Победы начали строить в 1940 году, но, война прервала строительство на долгие 13 лет. В итоге получилось, что этот дом построили одновременно со сталинскими высотками в Москве, что особенно забавно, если учитывать их внешнее сходство.
Данный дом прекрасно вписался в архитектурный ансамбль московского проспекта - его окружают другие роскошные постройки в стиле сталинского неоклассицизма, а дом со шпилем является архитектурной доминантой всего проспекта.
Собственно, этим зданием и завершилась карьера Григория Симонова как архитектора. В дальнейшем он занимался лишь градостроительством (принимал участие в создании генпланов уральских городов) и партийной деятельностью. Так что дом со шпилем, в своём роде, является апогеем творческой деятельности Симонова.
Заключение
Подводя итоги, хочется заметить, что творческий путь Симонова сильно похож на путь других известных зодчих того времени: начинал он с авангарда и конструктивизма, после чего его постройки плавно приобретали черты неоклассицизма, становясь всё более и более помпезными и ампирными. Правда не все архитекторы впоследствии занимали такие высокие должности - в этом Григорий Александрович отличился больше остальных.
Я надеюсь, что я смог заинтересовать вас этой статьей и когда в следующий раз вы будете гулять по Петербургу и проходить мимо очередного конструктивистского жилмассива или мимо дома с башней на Московском проспекте, вы обязательно вспомните - кто является автором этой постройки и почему она интересна и заслуживает вашего внимания. Если это так, то мой труд точно не напрасен!
Спасибо за внимание!