Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Симонов - отец ленинградских жилмассивов

Оглавление

Архитектор Григорий Симонов не входит в число самых известных зодчих России. Его имя не на слуху у обычных людей, да и не все те, кто интересуется архитектурой, знакомы с этим человеком. И это несправедливо - Симонов внёс огромный вклад в архитектуру не только Ленинграда, но и России в целом. И сегодня я постараюсь подробно рассказать вам об этом!

Для начала объясню название статьи. Да, Симонова можно по-праву называть главным творцом жилмассивов северной столицы. А всё дело в том, что Григорий Александрович фактически руководил строительством всей жилой недвижимости Ленинграда в 20-30-х годах двадцатого века - именно в это время по всему СССР создавались жилые комплексы для рабочих, прозванные жилмассивами.

Биография

Если говорить о биографии архитектора, то она была довольно обыденной: родился он в Троицке в 1893 году, образование получил в Петербурге в Институте гражданских инженеров (СПбГАСУ), после чего занимался там преподавательской деятельностью. С 1924 года Григорий Александрович руководил проектным бюро при Ленинградском Совнаркоме (потомком этого органа являлся всем известный ЛЕННИИПРОЕКТ). Другими словами, с 1924 года Симонов отвечал за проектирование практически всех жилых зданий Ленинграда.

Фото взято с сайта www.citywalls.ru
Фото взято с сайта www.citywalls.ru

Активная архитектурная деятельность Григория Александровича продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны. Во время неё он был эвакуирован на Урал, где активно продолжил заниматься проектированием (например, принимал участие в создании генерального плана города Магнитогорска).

После войны Симонов переехал в Москву. Там он занимал серьёзные административные должности (вплоть до председателя комитета архитектуры СССР), а также преподавал в Московском архитектурном университете (МАРХИ), однако в проектировочной деятельности участия больше не принимал. Умер Григорий Александрович в 1974 году.

Но, как мы знаем, самое главное в биографии архитектора - его творческая деятельность или, другими словами, культурное наследие, которые он оставил после себя. Поэтому в данной статье я постараюсь максимально обширно рассказать вам про тот огромный вклад, который внёс Симонов в облик Санкт-Петербурга!

Жилмассивы Петербурга

Отдельным пунктом я сразу выделю жилмассивы. Дело в том, что на моём канале существует целая серия статей о жилмассивах Санкт-Петербурга, большую часть из которых построили по проектам Симонова. Так что повторяться и рассказывать про каждый жилмассив отдельно я не вижу смысла, но постараюсь раскрыть вам саму суть этого явления.

На фотографии - один из примеров жилмассива под авторством Симонова, а именно Батенинский жилмассив в районе Лесного проспекта
На фотографии - один из примеров жилмассива под авторством Симонова, а именно Батенинский жилмассив в районе Лесного проспекта

Проблема нехватки жилья для простых людей остро стояла в Петербурге ещё с конца 19 века. Её пытались решить в царской России, но получилось не слишком удачно, так что за решение взялись архитекторы и градостроители Ленинграда 1920-х годов (к слову, они тоже не смогли разобраться с ней и окончательно точку в этом вопросе поставило массовое строительство серийных "хрущёвок").

Григорий Симонов был главным градостроителем того времени - именно он отвечал за строительство жилмассивов, которые представляли собой жильё для рабочего класса. По современным меркам эти дома сложно назвать комфортными: во многих жилмассивах отсутствовали ванные и кухни, вместо них жильцы пользовались общими банями и столовыми.

На фотографии изображен жилмассив "Серафимовский городок", построенный Симоновым в 1928 году. Фотография датируется 1938 годом, она была опубликовано в журнале "Архитектура и строительство Ленинграда". Фото взято с сайта pastvu.com
На фотографии изображен жилмассив "Серафимовский городок", построенный Симоновым в 1928 году. Фотография датируется 1938 годом, она была опубликовано в журнале "Архитектура и строительство Ленинграда". Фото взято с сайта pastvu.com

Впрочем, такие неудобства компенсировались новаторскими градостроительными приёмами. Интересно то, что вдохновившись опытом западных коллег (Симонов лично ездил в командировку в Германию и набирался опыта у немецких зодчих, восстанавливавших Германию после войны), наши архитекторы использовали некоторые их наработки, при этом улучшив их и адаптировав под наши реалии: особенное внимание уделялось пространственному положению домов для того, чтобы крупные зелёные дворы (что само по себе новшество для России того времени) не продувались суровыми Петербургскими ветрами, а редкое для нашего города солнце как можно чаще проникало своими лучами в квартиры жителей жилмассивов.

Ещё одним примером жилмассива Симонова являются 40-е корпуса на Кондратьевском проспекте. К сожалению, в наше время этот жилмассив находится в аварийном состоянии и не ремонтируется
Ещё одним примером жилмассива Симонова являются 40-е корпуса на Кондратьевском проспекте. К сожалению, в наше время этот жилмассив находится в аварийном состоянии и не ремонтируется

Если вам интересно поподробнее разобраться в теме жилмассивов Санкт-Петербурга, то ниже я оставлю ссылки на свои статьи, в которых фигурировали творения Григория Александровича - там я подробно разбираю всё то, что я сказал ранее, на примерах осуществленных построек:

Другие постройки архитектора:

Теперь предлагаю отстраниться от жилмассивов Симонова, и рассмотреть другие его творения: от индивидуальных конструктивистских проектов до зданий в стиле сталинского неоклассицизма.

"Дом-колбаса"

Дата постройки: 1932 год
Адрес: улица Бабушкина, 61

Первой осуществленной постройкой Симонова можно назвать довольно известный в Петербурге "дом-колбасу", расположенный на улице Бабушкина. Этот дом знаменит двумя вещами: во-первых, на момент строительства это здание стало самым длинным жилым домом в Ленинграде,а во-вторых, сама форма дома была уникальна и аналогов в России не имела.

-5

Как я уже говорил ранее, Симонов довольно много времени провёл в Германии и очень вдохновился её авангардной архитектурой. Вернувшись на родину, он принялся активно переносить опыт западных архитекторов на свои постройки и, как мне кажется, получилось у него это очень хорошо.

В Берлине существует жилмассив Хуфайзен знаменитого архитектора Бруно Таута, выполненный в виде подковы. При строительстве дома на улице Бабушкина Симонов явно вдохновлялся берлинской постройкой, но при этом привнёс в неё и свои уникальные черты.

К слову, такой приём Симонова, который я описал под предыдущей фотографией, ярко демонстрирует стиль архитектора - увидев такую вот "башенку", всегда можно понять, что к дому приложил руку Григорий Александрович (она имеется почти у каждого его жилмассива).

На этой фотографии передана форма здания - почти во всю свою длину оно идёт прямо перпендикулярно улице Бабушкина, однако ближе к концу оно делает плавный изгиб на северо-запад
На этой фотографии передана форма здания - почти во всю свою длину оно идёт прямо перпендикулярно улице Бабушкина, однако ближе к концу оно делает плавный изгиб на северо-запад

На самом деле, дом на улице Бабушкина тоже, в той или иной степени, можно считать жилмассивом: только вместо целого квартала, состоящего из множества домов, Симонов построил одно здание, будто бы слепив все дома жилмассива воедино. И получился довольно любопытный проект!

Дом Политкаторжан

Дата постройки: 1929-1933 годы
Адрес: Троицкая площадь, 1

Прекрасный дом и, возможно, самая выдающаяся постройка Симонова. Более того, как по мне, дом "Политкаторжан" - одна из самых красивых и при этом интересных с точки зрения планировки конструктивистских построек в Санкт-Петербурге.

Интересно, что если смотреть на главный фасад дома политкаторжан с юго-запада, то вы увидите два прямоугольных корпуса, составляющих одно целое
Интересно, что если смотреть на главный фасад дома политкаторжан с юго-запада, то вы увидите два прямоугольных корпуса, составляющих одно целое

Дом Политкаторжан строился для людей, пострадавших от репрессий царского режима, то есть, для людей в Советском Союзе уважаемых. Поэтому и строилось оно комфортным для его жителей, но при этом с некоторым идеологическим "налётом". В доме Политкаторжан в каждой квартире есть и кухня и ванна, но при этом быт всё равно обобществлен: в здании был расположен клуб для собрания жильцов, прачечная, детский сад. То есть, идея жилмассива, заключающаяся в том, что его жителям не нужно покидать свой квартал ни для чего, кроме работы, воплощена здесь в масштабе одного дома!

А вот если вы подойдете к дому с северо-западной стороны, то корпус будет один, и вместо квадрата вы увидите закругленные формы. Вот такая вот необычная архитектура!
А вот если вы подойдете к дому с северо-западной стороны, то корпус будет один, и вместо квадрата вы увидите закругленные формы. Вот такая вот необычная архитектура!

Так уж вышло, что и об этом здании я уже подробно рассказывал ранее в отдельной статье (этот дом действительно интересен и заслуживает отдельного внимания). Так что если вас интересуют подробности, то предлагаю вам ознакомиться с ней по этой ссылке.

Ну а мы двигаемся дальше!

Академия железнодорожного транспорта (ныне общежитие ПГУПС)

Дата постройки: 1931-1933
Адрес: Кронверкский проспект 9, Конный переулок 2, Крестьянский переулок 1

А вот бывшая академия железнодорожного транспорта, хоть и расположена буквально по-соседству с домом политкаторжан (их разделяет мечеть и особняк Ксешинской), всё равно почти всегда остаётся обделена вниманием, и очень напрасно! Это здание - яркий и самобытный представитель архитектуры авангарда не только в Санкт-Петербурге, но и во всём мире в целом!

Особенный акцент Симонов придал главному входу в здание, расположив его на остром углу, который придерживает массивная колонна. Выглядит очень интересно!
Особенный акцент Симонов придал главному входу в здание, расположив его на остром углу, который придерживает массивная колонна. Выглядит очень интересно!

В этой постройке Симонов наиболее ярко раскрыл свои способности как архитектора-авангардиста: вместо привычных нам довольно простых творений с незамысловатым архитектурным обликом, в которых главный интерес представляла функциональность здания и его форма, в доме академии ж/д транспорта Симонов пользуется выразительными приёмами, такими как ленточное остекление или острые формы здания.

Ленточное остекление лестничкой клетки в этой постройке достигает своего апогея: здесь стекло занимает всю площадь фасада. С помощью этого приёма лестничная клетка и часть коридоров здания обладает прекрасным естественным освещением
Ленточное остекление лестничкой клетки в этой постройке достигает своего апогея: здесь стекло занимает всю площадь фасада. С помощью этого приёма лестничная клетка и часть коридоров здания обладает прекрасным естественным освещением

Самым интересным, на мой взгляд, является главный вход в здание, оформленный, как я уже сказал ранее, в виде острого угла. Интересен он тем, что массивный и монолитный корпус (архитектор специально акцентирует на этом внимания, делая окна маленького размера на углу) буквально висит в воздухе - такой визуальный эффект достигается с помощью колонны посередине.

А вот с этого ракурса здание сильно походит на привычные нам советские школы: стройные ряды окон, освещающие учебные кабинеты, и лаконичные формы корпуса
А вот с этого ракурса здание сильно походит на привычные нам советские школы: стройные ряды окон, освещающие учебные кабинеты, и лаконичные формы корпуса

Квартал в Малой Охте

Дата постройки: 1936-1940
Адрес: Малоохтинский проспект 84-96, Таллинская 2-4

На примере этого квартала можно убедиться, что архитектура в СССР во второй половине 30-х годов взяла "новый курс": как и все архитекторы того времени, Симонов от скромных и авангардных построек перешёл к монументальным и неоклассическим. Самым забавным мне кажется тот факт, что квартал на Малой Охте сам по себе тоже является в какой то мере жилмассивом: квартальная застройка, крупные и зелёные дворы, единый характер застройки. Вот только внешне этот квартал в сравнении с жилмассивами начала 30х годов - небо и земля...

-13

Этот квартал имеет очень важное значение с градостроительной точки зрения. Дело в том, что в 1936 году (именно тогда началось его строительство) застройка Малой Охты состояла, по большей мере, из малоэтажных деревянных домов. Перед Симоновым (а также перед его коллегами зодчими Рубаненко и Черкасским) стояла важная задача: создать квартал, который задаст настроение всему району, и при этом будет хорошо выглядеть со стороны Невы (он расположен на набережной Невы и его отлично видно с реки).

И спустя годы можно с уверенностью сказать, что у Симонова и его коллег это прекрасно получилось! Здания выглядят роскошно (особенно в сравнении с соседними хрущёвками) и притягивают к себе внимание!

-14

Кроме того, Симонову удалось сделать дома ещё и удобными для жизни (у Григория Александровича, как у строителя жилых домов с многолетним стажем, явно был необходимый для этого опыт). Впрочем, практически все дома в стиле сталинского неоклассицизма были удобными: большая площадь квартир, высокие потолки и т.д.

Архитектуру домов тоже сложно назвать заурядной: здесь вам и полукруглые корпуса с интересными арками, и роскошно оформленные въезды, встречающие жителей квартала колоннами тосканского и коринфского ордеров. Прекрасный образец архитектуры того времени, подтверждающий умение Симонова работать в разных стилях!

Напоследок хочу заметить один интересный факт: упоминание этого квартала на Малой Охте вы можете найти в стихотворении известного поэта Иосифа Бродского "От окраины к центру":

Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок

Впрочем, не удивительно, что Бродский упомянул именно эти дома в своём стихе: с архитектурной точки зрения, этот квартал можно считать самым выдающимся и запоминающимся среди всех жилых построек Малой Охты. И из-за своих арок в том числе!

Дом со шпилем у парка Победы

Дата постройки: 1940-1953
Адрес: Московский проспект 190, Бассейная улица 41

Ну а финальным "аккордом" архитектурной деятельности Симонова стало здание, внешне напоминающее московские высотки - самый настоящий сталинский ампир!

-16

Дом у Парка Победы начали строить в 1940 году, но, война прервала строительство на долгие 13 лет. В итоге получилось, что этот дом построили одновременно со сталинскими высотками в Москве, что особенно забавно, если учитывать их внешнее сходство.

Данный дом прекрасно вписался в архитектурный ансамбль московского проспекта - его окружают другие роскошные постройки в стиле сталинского неоклассицизма, а дом со шпилем является архитектурной доминантой всего проспекта.

-17

Собственно, этим зданием и завершилась карьера Григория Симонова как архитектора. В дальнейшем он занимался лишь градостроительством (принимал участие в создании генпланов уральских городов) и партийной деятельностью. Так что дом со шпилем, в своём роде, является апогеем творческой деятельности Симонова.

Заключение

Подводя итоги, хочется заметить, что творческий путь Симонова сильно похож на путь других известных зодчих того времени: начинал он с авангарда и конструктивизма, после чего его постройки плавно приобретали черты неоклассицизма, становясь всё более и более помпезными и ампирными. Правда не все архитекторы впоследствии занимали такие высокие должности - в этом Григорий Александрович отличился больше остальных.

Я надеюсь, что я смог заинтересовать вас этой статьей и когда в следующий раз вы будете гулять по Петербургу и проходить мимо очередного конструктивистского жилмассива или мимо дома с башней на Московском проспекте, вы обязательно вспомните - кто является автором этой постройки и почему она интересна и заслуживает вашего внимания. Если это так, то мой труд точно не напрасен!

Спасибо за внимание!