Найти тему
Записки артистки балета

Гарни

Третий день нашего пребывания в Армении был очень насыщенным.
Гарни, Гехард и озеро Севан.
Море впечатлений, сотни фотографий.
Потому что здесь, в Армении, невозможно не любоваться окружающими пейзажами.

Ведь в основном рельеф Армении гористый: свыше 90 % территории находится на высоте более 1000 м над уровнем моря.

Исторический символ Армении — гора Арарат. Кажется рукой подать, но... С 1921 года находится на территории принадлежащей Турции.

Я бы даже. наверное, огласилась жить в одном из тех домиков, что виднеются в долине.
Утром просыпаешься и любуешься Араратом. Прямо как японцы любуются Фудзиямой.

Историко-культурный музей-заповедник Гарни расположен в 28 километрах от столицы Армении, в живописной долине реки Азат.

Эта местность была населена еще в IV тысячелетии до н.э. Это подтверждают проведенные здесь раскопки. Гарни - одно из древнейших поселений Армянского нагорья существовало вплоть до позднего средневековья.

Затем местность постепенно стала приходить в упадок из-за постоянных вторжений завоевателей. А в 1679 году, во время страшного землетрясения, разрушена полностью.

Лишь спустя почти полтора столетия сюда стали переселяться семьи из окрестных селений, восстанавливать и благоустраивать заброшенную, превратившуюся в руины территорию.

В начале 2000-х годов, в Гарни были проведены масштабные работы по восстановлению и благоустройству. Восстановлена входная часть крепостной стены, построены проходы и обзорный пункт.

Еще во II веке до нашей эры здесь начали строить крепость. Место отличалось не только неприступностью, но и потрясающим климатом. Армянские цари очень любили это место и превратили его в свою летнюю резиденцию.
Напротив ворот установлен камень с греческой надписью времен царя Тиридата.

От входа к храму ведет широкая аллея представляющая собой выставку под открытым небом.
Здесь выставлены хачкары: почти целые

и их обломки.

Интересно то, что для украшения хачкаров мастера использовали знаменитый кельтский узор.

Греческая "вязь".

И снова отсыл к кельтам.

И невероятная красота вокруг.

Храм Гарни - единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. По мнению исследователей, он был посвящён языческому богу Солнца. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность, но подниматься по ним очень неудобно. В прочем как и спускаться.

Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Небольшое прямоугольное святилище перекрыто сводом. Здесь находилась только статуя божества.

Свет проникает через небольшое прямоугольное отверстие в потолке.

В храме, когда мы в него вошли, звучала удивительная музыка дудука.
В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

При входе, на одной из стен, можно увидеть армянские письмена.

На противоположной - арабскую вязь. Она сохранилась с времен арабского захвата Армении.

Как я уже писала, в 1679 году храм был полностью разрушен во время землетрясения. И почти три века храм лежал в руинах. Его восстановление началось в 1966 году и длилось десять лет до 1976 год.
Если взглянуть на потолок, то очень хорошо виден разный цвет камней. Связано это с тем, что после землетрясения части разрушенного храма использовались жителями для личных построек.

Восстанавливали храм по крупицам, ведь многие его куски разбросало по ущелью реки, многие были утрачены навсегда.

Недалеко от храма можно увидеть остатки царского дворца и древней крепости, а также здание бани. Бани считаются самым ценным строением, сохранившимся от дворцового комплекса. Баня состоит из четырех следующих друг за другом комнат, юго-восточные стены которых выгнуты наружу.

В предбаннике сохранилась уникальная мозаика. Она была обнаружена в середине прошлого века.

Выполнена мозаика из маленьких кубиков (1-1.5 кв.см) пятнадцати оттенков. Природные камни для мозаики были принесены из устья реки Азат.

Основной цвет - светло-зеленоватый. В центре прямоугольной рамки с витым орнаментом изображены Океан и Море.
Архитектурные детали, сюжет мозаики и стилевые особенности дают основание датировать данное строение концом третьего века н.э.

Под двойными полами в комнатах установлены опоры: скрепленные между собой тонким известковым слоем диски.

На опоры уложены плиты. Горячий воздух, шедший от топки, проходил через межопоровые пространства и подогревал комнаты.

Постепенно остывая,воздух проходил через комнаты предназначенные для горячей воды и доходил до помещения с холодной водой. Такое устройство исключало потерю тепла.

Дворцовые сооружения были возведены практически на краю обрыва.
Сейчас, благодаря раскопкам, можно видеть руины длиной более 40 и шириной около 15 метров.

Сохранилось несколько стен высотой от одного до трех метров.

Часть развалин дворцовых строений осталась под основанием армянской церкви, построенной в VII веке.

От развалин дворца открывается красивейший вид на ущелье и долину реки Азат, которые являются природным памятником.

Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Происхождение причудливых природных образований – базальтовых столбов долгое время было окутано завесой тайны.
Тянущиеся от подножья до верха ущелья они получили название «Симфония камней».

Место действительно уникальное и необычное. Вулканические стены ущелья ошеломляют и вызывают восторг.

Но вернемся к храму. Внешне Гарни очень напоминает храм в Афинах: прямоугольный зал с портиком, треугольная крыша и 24 гигантских колонны.

Территория музея-заповедника Гарни и ущелье реки Азат включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ну и еще немного фотографий.
Незнакомые ягоды.

И неизвестные цветы, знакомые по Краснодарскому краю.

И музей под открытым небом...

Нас ждет Гехард, но о нем в другой раз...