Найти тему
футуризм зрим

Лестницы - для рабов, пандусы - для господ! Как выглядит изнутри здание Центросоюза на Мясницкой

Оглавление

Ле Корбюзье (он же Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри) по праву считается величайшим архитектором XX века и одним из основателей современной архитектуры. Известен он не только своими архитектурными достижениями, но и многочисленными публикациями, смелыми заявлениями об архитектуре («Лестницы - для рабов, пандусы - для господ!», «Дом – это машина для жилья!»), утопичными проектами «городов будущего» и попытками создать не только новую архитектура, но и нового человека, новый быт...

Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, Индии, Бразилии.

В России был реализован только один его проект - Здание Центросоюза на Мясницкой улицы в Москве. В данный момент здесь располагаются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по финансовому мониторингу. Здание носит репутацию закрытого заведения - мало кто бывал здесь даже среди коренных жителей Москвы. Совсем недавно мне удалось попасть туда на экскурсию - спешу поделиться фотокарточками!

Нас встречает пандус!
Нас встречает пандус!

Об истории здания

В 1928 году Центросоюз (это была очень важная организация, которая объединяла потребительские кооперации — аналоги частных предпринимателей в СССР) заказал построить огромное офисное здание для своих сотрудников. Был объявлен международный конкурс в несколько этапов, в которым в итоге победил Ле Корбюзье и его партнер Пьер Жаннере. Ле Корбюзье тогда очень симпатизировал советскому правительству и идеям коммунизма, поэтому был счастлив построить здание в Москве. Для знакомства с городом, посещения художественных мастерских, выставок и самой стройки дома Центросоюза он приезжал Москву два раза — в июне 1929 и мае 1930 года.

Однако, как это бывает, в 1931-м после поражения в конкурсе на лучший проект Дворца Советов Ле Корбюзье отказался сотрудничать с СССР, в том числе руководить возведением дома Центросоюза (его дело продолжил советский архитектор Николай Колли). Да и, собственно, к моменту окончания строительства в 1937 году Центросоюз по своей сути перестал существовать (вместе со всей коммерческой деятельностью в молодом социалистическом государстве).

В разное время в комплексе находились офисы Наркомлегпрома СССР, Министерства текстильной промышленности СССР и ЦСУ СССР, а с 1991 года здесь размещается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

Вид снаружи
Вид снаружи

Особенности архитектуры и 6 принципов Ле Корбюзье

Здание строилось должно было вмещать 2500 человек сотрудников Центросоюза. Считается, что Ле Корбюзье специально рассчитал размер помещений и ширину пандусов именно для этого количества людей!

2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура — это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор.


Кстати, о пандусах... По официальной версии пандусы вместо лестниц были сделаны для того, чтобы сотрудники могли катить по ним тяжелые тележки с документами. Кстати, экскурсию проводил бывший сотрудник института (ныне заведующий «Музея статистики»), который успел там поработать ещё в советское время. Он рассказывал, как по ночам они катались по пандусам на офисных креслах колесиками :)
По неофициальной версии Ле Корбюзье просто имел очень слабое зрение, и ему было тяжело передвигаться по лестницам. Поэтому во многих его зданиях сделаны вот такие эффектные пандусы.

В этом здании были реализованы все «5 отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье. 5 принципов, которые придумал архитектор, чтобы делать максимально функциональную, современную и красивую архитектуру.

1. Свободный первый этаж. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, первый этаж таким образом освобождается - там можно сделать парковку, небольшой сад, сквозной проход под зданием.

К сожалению, во время "ремонта" в 70х годах первый этаж всё-таки был частично "зашит".
К сожалению, во время "ремонта" в 70х годах первый этаж всё-таки был частично "зашит".

2. Плоская эксплуатируемая кровля. Вместо традиционной наклонной крыши, Ле Корбюзье предлагал делать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы создать место для отдыха (солярий, бассейн, спортивную площадку...)

Крыша действительно плоская, но она так и не использовалась по назначению.
Крыша действительно плоская, но она так и не использовалась по назначению.

3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается.
В здании Росстата изначально был именно open space - огромные свободные помещения. В 70х годах их всё-таки поделили на мелкие кабинеты.

Свободная планировка
Свободная планировка

4. Ленточное остекление. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

Остекление тоже менялось. Оригинальные рамы были коричневого цвета, а не белого - смотрелось совсем по-другому.
Остекление тоже менялось. Оригинальные рамы были коричневого цвета, а не белого - смотрелось совсем по-другому.

5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома. Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

В общем-то суть в том, что круглые колонны, которые вы видели на всех фотографиях, на самом деле идут насквозь через всё здание и как раз и являются несущей конструкцией. Все остальные элементы (стены, стекла) являются декоративными. В солнечный день можно через стекло увидеть, как колонны буквально пронзают здание. К сожалению, я не нашла удачной фотографии, где это было бы видно, и вам придется поверить мне на слово :)

Памятник Ле Корбюзье перед входом в здание Росстата
Памятник Ле Корбюзье перед входом в здание Росстата

БОНУС: В этом здании Ле Корбюзье также применил особый шестой принцип - «архитектура – это циркуляция» или «свободное движение людей и воздушных масс».

Да-да, это опять пандус
Да-да, это опять пандус

Здесь же находится другая уникальная вещь - патерностер. Это лифт непрерывного действия. 20 кабинок движутся непрерывно по кругу, поднимаются вверх в одной шахте лифта и опускаются вниз в соседней. Кабинки без дверей и вмещают 2 человек, запрыгивать надо на ходу :) В Москве всего 5 зданий с такими лифтами, одно из них - здание Росстата. Здесь лифт сохранился только в качестве музейного экспоната, но кое-где они ещё работают!

Эпилог

Говорят, что сам Ле Корбюзье был крайне недоволен этим зданием. В особенности его цветом (материал - армянский туф выбрали советские архитекторы). И уж наверняка он пришёл бы в ужас от того, что стало со зданием после двух «ремонтов.»

Тем не менее, даже в таком виде здание производит огромное впечатление. Если хотите попасть на экскурсию - советую поторопиться, т.к. это режимный объект, и правила посещения всё время ужесточаются. Наша экскурсия немного напоминала поездку в Северную Корею («сюда не смотрите», «здесь не фоткайте»). Экскурсии проводят сразу несколько организаций, названия говорить не буду - всё легко гуглится.

-11