Ле Корбюзье (он же Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри) по праву считается величайшим архитектором XX века и одним из основателей современной архитектуры. Известен он не только своими архитектурными достижениями, но и многочисленными публикациями, смелыми заявлениями об архитектуре («Лестницы - для рабов, пандусы - для господ!», «Дом – это машина для жилья!»), утопичными проектами «городов будущего» и попытками создать не только новую архитектура, но и нового человека, новый быт...
Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, Индии, Бразилии.
В России был реализован только один его проект - Здание Центросоюза на Мясницкой улицы в Москве. В данный момент здесь располагаются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по финансовому мониторингу. Здание носит репутацию закрытого заведения - мало кто бывал здесь даже среди коренных жителей Москвы. Совсем недавно мне удалось попасть туда на экскурсию - спешу поделиться фотокарточками!
Об истории здания
В 1928 году Центросоюз (это была очень важная организация, которая объединяла потребительские кооперации — аналоги частных предпринимателей в СССР) заказал построить огромное офисное здание для своих сотрудников. Был объявлен международный конкурс в несколько этапов, в которым в итоге победил Ле Корбюзье и его партнер Пьер Жаннере. Ле Корбюзье тогда очень симпатизировал советскому правительству и идеям коммунизма, поэтому был счастлив построить здание в Москве. Для знакомства с городом, посещения художественных мастерских, выставок и самой стройки дома Центросоюза он приезжал Москву два раза — в июне 1929 и мае 1930 года.
Однако, как это бывает, в 1931-м после поражения в конкурсе на лучший проект Дворца Советов Ле Корбюзье отказался сотрудничать с СССР, в том числе руководить возведением дома Центросоюза (его дело продолжил советский архитектор Николай Колли). Да и, собственно, к моменту окончания строительства в 1937 году Центросоюз по своей сути перестал существовать (вместе со всей коммерческой деятельностью в молодом социалистическом государстве).
В разное время в комплексе находились офисы Наркомлегпрома СССР, Министерства текстильной промышленности СССР и ЦСУ СССР, а с 1991 года здесь размещается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.
Особенности архитектуры и 6 принципов Ле Корбюзье
Здание строилось должно было вмещать 2500 человек сотрудников Центросоюза. Считается, что Ле Корбюзье специально рассчитал размер помещений и ширину пандусов именно для этого количества людей!
2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура — это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор.
Кстати, о пандусах... По официальной версии пандусы вместо лестниц были сделаны для того, чтобы сотрудники могли катить по ним тяжелые тележки с документами. Кстати, экскурсию проводил бывший сотрудник института (ныне заведующий «Музея статистики»), который успел там поработать ещё в советское время. Он рассказывал, как по ночам они катались по пандусам на офисных креслах колесиками :)
По неофициальной версии Ле Корбюзье просто имел очень слабое зрение, и ему было тяжело передвигаться по лестницам. Поэтому во многих его зданиях сделаны вот такие эффектные пандусы.
В этом здании были реализованы все «5 отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье. 5 принципов, которые придумал архитектор, чтобы делать максимально функциональную, современную и красивую архитектуру.
1. Свободный первый этаж. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, первый этаж таким образом освобождается - там можно сделать парковку, небольшой сад, сквозной проход под зданием.
2. Плоская эксплуатируемая кровля. Вместо традиционной наклонной крыши, Ле Корбюзье предлагал делать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы создать место для отдыха (солярий, бассейн, спортивную площадку...)
3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается.
В здании Росстата изначально был именно open space - огромные свободные помещения. В 70х годах их всё-таки поделили на мелкие кабинеты.
4. Ленточное остекление. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.
5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома. Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.
В общем-то суть в том, что круглые колонны, которые вы видели на всех фотографиях, на самом деле идут насквозь через всё здание и как раз и являются несущей конструкцией. Все остальные элементы (стены, стекла) являются декоративными. В солнечный день можно через стекло увидеть, как колонны буквально пронзают здание. К сожалению, я не нашла удачной фотографии, где это было бы видно, и вам придется поверить мне на слово :)
БОНУС: В этом здании Ле Корбюзье также применил особый шестой принцип - «архитектура – это циркуляция» или «свободное движение людей и воздушных масс».
Здесь же находится другая уникальная вещь - патерностер. Это лифт непрерывного действия. 20 кабинок движутся непрерывно по кругу, поднимаются вверх в одной шахте лифта и опускаются вниз в соседней. Кабинки без дверей и вмещают 2 человек, запрыгивать надо на ходу :) В Москве всего 5 зданий с такими лифтами, одно из них - здание Росстата. Здесь лифт сохранился только в качестве музейного экспоната, но кое-где они ещё работают!
Эпилог
Говорят, что сам Ле Корбюзье был крайне недоволен этим зданием. В особенности его цветом (материал - армянский туф выбрали советские архитекторы). И уж наверняка он пришёл бы в ужас от того, что стало со зданием после двух «ремонтов.»
Тем не менее, даже в таком виде здание производит огромное впечатление. Если хотите попасть на экскурсию - советую поторопиться, т.к. это режимный объект, и правила посещения всё время ужесточаются. Наша экскурсия немного напоминала поездку в Северную Корею («сюда не смотрите», «здесь не фоткайте»). Экскурсии проводят сразу несколько организаций, названия говорить не буду - всё легко гуглится.