Игорь Владимирович Ильинский – актер кино, режиссер, чтец, обладатель множества премий СССР. Это человек эпохи. Он прожил долгую, во многом счастливую и плодотворную, а в чем-то и трагическую жизнь.
Интересно, что сейчас Игоря Ильинского многие знают по первому фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», которая вышла в 1956 году. Здесь актер сыграл свою знаменитую роль Серафима Ивановича Огурцова – и.о. директора Дома культуры.
На самом деле, Ильинский на тот момент был звездой всесоюзного масштаба с колоссальным 32-летним (!) опытом работы в кадре.
Сам Ильинский в том самом 1956 году говорил, что вернулся на экраны после 4-летнего затишья.
- Это решение было мною принято после некоторых сомнений и колебаний. Дело в том, что в кинематографии моя судьба сложилась несколько случайно и всегда была какой-то непоследовательной, - сетовал тогда Ильинский.
По его словам, дело было в 1923 году. Тогда представители акционерного общества «Межрабпром-Русь» товарищи Моисей Алейников и Яков Протазанов искали по столичным театрам актеров, которых можно снимать в полном метре. Тогда было набрано немало будущих звезд кино.
- Посмотрев мою работу в трех театрах. Да, я тогда ухитрялся играть у Мейерхольда в «Лесе», в Первой студии Художественного театра в «Укрощении строптивой» и театре имени Комиссаржевской в «Трех ворах», они решили, что попытка использовать меня в качестве комедийного кинематографического актера имеет смысл, - так объяснил свое появление на экране Игорь Ильинский.
Первая роль актера приходится на 1924 год, когда на большие экраны (их было тогда в стране почти 2 тысячи) вышла экранизация романа Алексея Толстого «Аэлита», в которой Ильинский сыграл сыщика Кравцова.
У фильма была большая реклама – его представили как новый модный боевик. Позже экономисты посчитали, что картина имела оглушительный успех в прокате, а критики отметили, что не зря – фильм получился замечательный.
Позже роли в кино стали постоянной работой Ильинского, но он не получал от них морального удовлетворения. Ему не нравилась проработка образов в сценарии, а иногда и постановка в целом. Ильинскому было с чем сравнить кино – театр он ставил намного выше.
- Там мне приходилось в то время сотрудничать в такими крупными мастерами, как Комиссаржевская, Мейерхольд, Сахновский, Дикий, - рассказывал актер. – Самый уровень пьес, в которых я играл, глубина режиссерских замыслов, продуманность и отработанность ролей в театре были несравненно выше.
Но от работы в кино Игорь Ильинский не отказывался, несмотря на резкую критику его некоторых ролей. Эту резкость актер считал справедливой и принимал. Он видел, что при множестве недостатков народ любит эти комедии, что эти ленты - большая поддержка людям в нелегкие времена.
Ильинский говорил, что критики, осуждая и громя многие комедии, смогли отучить от этого жанра таких мастеров. Как Иван Пырьев и Григорий Александров.
- Тогда многие были биты безжалостным словом критика. Доставалось Барнету, Райзману, Петрову, Эрмлеру, Трауберг. Они от работы в комедии, получали одни неприятности. А в другом жанре пожинали лавры.
Вот такое возвращение в кино, в комедию в 1956 году, когда на экраны вышла «Карнавальная ночь», стало ответом Игоря Ильинского критикам и его желанием возродить кинокомедию.
- Во втором круге моей работы в кино я решил включиться в дело возрождения советской кинокомедии. Что же делать, если нет возможности воплотить свои мечты? Ждать сценариев надоело. Будем делать хорошее и полезное дело, - воссоздавать наши кинокомедии на том материале, который имеется в наличии, - вспоминает Ильинский. – Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Смеха боится тот, кто уже ничего не боится в жизни».
Итак, свет на экране, звук из динамиков, титры и «Пять минут». На экране премьера первого фильма Рязанова. Советская комедия вновь жива. Ее помог возродить Игорь Ильинский.
Прочитал? Не ленись - на канал подпишись!