Джокер, к которому мы привыкли с детства – мультяшный суперзлодей, который вечно пытается насолить Бетмену, держит под собой весь криминал города и орудует с помощью карликов и клоунских масок, распространяя свое влияние по всему Готему…
Тот ли Джокер, которого мы видим сейчас во всех кинотеатрах страны? Нет, это не он.
Может это Джокер, которого нам показали в Отряде Самоубийц Дэвида Эйра? Тот Джокер, который уже безумен, который уже творит все, что ему вздумается. Тот Джокер, которого нам не показали и которого нам не хватало в фильме. Тот Джокер, хронометражом которого разочаровался даже Джаред Лето, сыгравший его. Нет, нет и еще раз нет. Это не тот Артур!
Хорошо, может это Джокер из серии фильмов про Бетмена с Беном Аффлеком? Серьезно? Нет, простите. Это не тот Джокер. Здесь нет Кларков Кентов, Амазонок и прочих супергероев киновселенной. Господи, да здесь нет даже Готема как такового!
Готем в данном фильме – лишь название, далекая отсылка, но не более того. Ведь тот Готем, который мы знаем – это огромный уровень криминала, это полиция, много полиции, это Бетмен, которого еще нет. Это и другие антагонисты… Которых еще нет.
Готем, который нам показали – это просто город. Обычный город с рядом проблем, болезней, кроящихся в нем так глубоко, как это только может быть. Поэтому для некоторых зрителей не совсем ясен масштаб проблемы и из чего он вытекает, когда Уейн старший называет ряд горожан клоунами – неужели из этого нужно разводить такую проблему? Устраивать не просто митинги, а по сути – доводить город до уровня чрезвычайного положения?
С одной стороны, хочется «снять с языка» и сказать «нет», но ведь по факту – это город проблем, кроящихся в отношении к людям, в бедноте.
Нам отчетливо демонстрируют данные факты 2 сюжетные линии.
Первая – мама Артура – опуская ее психическое состояние – ее надежда на то, что Уейны им помогут, что они исправят ситуацию, что они станут жить лучше лишь показывает то положение и отчаяние, в котором они живут. В котором живет преобладающее большинство горожан.
Вторая же линия – ситуация с центром помощи, который посещал Артур. Они закрылись. Вернее, им урезали бюджет и, как следствие, они больше не могли существовать – помогать бедным. «Где брать лекарства?» - больше негде.
Но что же тогда здесь есть и о чем этот фильм?
Это фильм об отчаянии Одного – как всех. Фильм о потерянном состоянии человека, проживающего и ухаживающего за своей мамой. Человека без личной жизни, мужчины, который не смог себя реализовать.
Это фильм о человеке, который балансирует на грани отчаяния и безумия, вдобавок обремененного псевдобульбарным синдромом (PBA) – эмоциональным расстройством, проявляющимся в бесконтрольных приступах смеха и плача, вызывающий в страдающего данным заболеванием чувство дискомфорта, приводящего к депрессии.
Фильм, о человеке, который всеми силами старается удержаться на плаву, будучи на дне. Как бы парадоксально это не прозвучало. Главный герой – Артур Флек – не добился в своей жизни ничего. Не «посадил дерево, построил дом» и все в таком духе. Он просто существует.
При этом, его психическое расстройство лишь нагнетает общую картину, так как люди не понимают этого, как и не понимают того, почему он смеется – ему приходится носить с собой карточку с описанием расстройства – пример – случай в автобусе, когда из-за очередного приступа он пугает окружающих и дает ту самую карточку женщине, чтобы она не пугалась излишне.
Работая на не сказать, что уважаемой работе (со слов того же мэра города, Уейна старшего, отца Бетмена), он держится изо всех сил, однако первым триггером падения в пучину отчаяния становится издевательство подростков, результат которого – избиение, травмы, подавленность и сломанный рекламный стенд.
Но он встает.
Далее все события, каждый малейший «вдох» накрывает его очередной волной. Артур, итак не самый уравновешенный человек, пытающийся просто веселить людей, быть хорошим, добрым (что открыто демонстрируется нам в сцене в автобусе, когда он просто и непренужденно начинает играть с ребенком – чистый, невинный Артур, который сталкивается и бьется о рифы Общества).
Случай на работе – выраненный пистолет на выступлении в больнице, повлекший за собой увольнение с работы.
Избиение Артура в метро, повлекшее за собой первое раскрытие Джокера и убийство – поначалу неосознанное (первое), но впоследствии «на ловца и зверь бежит» - последнюю, третью жертву, Джокер застрелил уже осознанно, высадив в жертву всю обойму (барабан).
Случаи в Аркхеме, у входа в особняк Уейнов и на непосредственно мероприятии (разговор в уборной с Уейном старшим) показали ему, что все намного запутаннее, чем было раньше, но, с другой стороны – все намного проще – «Всю жизнь я не знал, существую ли я… Существую!».
Апогеем становится закрытие центра оказания помощи и понимание того, что единственное мужское, что в нем было – его иллюзия, нереальность – отношения с девушкой, с соседкой – плод его воображения.
Тотальное падение, пробивая дно.
«Вы не слушаете…», «Все мои мысли… негативные» - он тренировался – не знал, как закончить шоу, Шоу. Не знал, что он сделает в конце – готов ли он убить себя? Показать себя в последний раз, словно Бердмен на грани реализации игры звезды киноэкранов на Бродвее.
Пожалуй, Артур, он же уже Джокер, нашел ответ вопросы «Это я? Или весь мир сходит с ума?» к концу выпуска на последних минутах фильма. Он понял, что «Я думал, что моя жизнь трагедия. Но сейчас понял, что это комедия» - теперь он встал с колен.
Теперь он уже не слабый Артур Флек, который не может постоять за себя, который не реализовал себя, который никто.
Теперь он Джокер, теперь у него есть публика, есть аудитория, есть фанаты. Теперь он дирижирует парадом.
Теперь всё в его руках.
Оценка: 8.7/10.