Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Как в СССР доставали зарубежные пластинки

Оглавление

У меня была здесь серия статей о том, каких зарубежных исполнителей официально выпускали на советском виниле в эпоху застоя. Честно, я не ожидал такого внимания, и так же интересно мне было читать комментарии под теми статьями.

Кто-то вспоминал о том, у кого какие пластинки были, а кто-то даже описывал, каким образом они их доставали. И я подумал, что яркие воспоминания можно собрать воедино, в одну статью. (В комментариях я указал авторов тех воспоминаний)

Пластинки от «Мелодии»

Повторюсь, что параллельно с оригинальными экземплярами пластинок зарубежных исполнителей по рукам также ходили пластинки производства фирмы «Мелодия». Но если миньоны с англоязычными песнями издавались довольно большими тиражами, то про альбомы-гиганты такое не скажешь. Они выпускались небольшими тиражами и продавались только в городах-миллионниках, если не в одной Москве. Начальная цена - от 2 рублей 15 копеек до 5 рублей ровно. Как только у кого-то была информация о дне начале продаж, в тот же день у того же центрального магазина «Мелодия» выстраивалась очередь, как в Мавзолей. Купленный винил кто-то оставлял себе, а кто-то перепродавал за 15-25 рублей.

Зарубежные пластинки

Настоящими альфа-самцами были те, кто имел пластинки фирменные. Больше всего везло дипломатам, морякам, внешторговцам, мальчикам-мажорам и так далее. Но были и простые советские граждане, которые могли купить зарубежные пластинки том же на чёрном рынке или у респектабельного знакомого. В этом случае цена винила составляла от 30 до 60 рублей, а то и за 200 рублей, - за столько один комментатор купил фирменный Pink Floyd «The Wall» (двойной винил). Другой комментатор купил этот же альбом за 25 (!) рублей у приятеля на работе, которому «диск нафиг не нужен был, а ему он на халяву достался». При этом, издание было в хорошем состоянии. Везение такое везение!

Было много нареканий на качество пластинок «Мелодии» с записями зарубежных исполнителей. Но те, кто не мог себе позволить фирму, устремляли взор на югославские и болгарские пластинки типа от фирмы «БалканТон». На тех носителях немало перевыпускали англоязычных исполнителей, и качество записи у них было довольно вменяемое.

Перезапись на магнитную ленту

Стандартная зарплата советского человека в те времена составляла примерно 150 рублей. Естественно, этот человек не мог собрать огромную фонотеку из фирменных пластинок. Немногочисленные экземпляры он либо бережно хранил, либо перезаписывал на магнитную ленту, а потом перепродавал и покупал другую пластинку. С этой же пластинкой он делал те же самые ритуалы, что и с предыдущей, и так по кругу.

Те, кто перезаписывал, мог ограничиться записью в моно-формате. Это делалось, чтобы сэкономить плёнку и/или, если назрела ненадобность, легче было размагнитить запись и перезаписать другую. Кто-то с самого начала записывал на стерео для широты звука, а кто-то к этому приходил только после того, когда слышал, например, стереозапись группы Space.

Про то, что для этого всего использовалось (от марки плёнки до тяжёлой артиллерии), - это уже отдельная история.

Читайте также:

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

-2