Найти тему
Слова и музыка Матецкого

АБРАМОВИЧ, НО НЕ РОМАН, А МАРИНА

Оглавление

Отнеситесь серьёзно к этой «телеге»: кто знает, может быть она станет для вас отправной точкой в понимании процессов, происходящих в современном искусстве.

Я не думаю, что мне нужно комментировать идеи или перфомансы Марины Абрамович, но могу только сказать, что она является одной из самых влиятельных персон в современном арт-мире. Она Художник с большой буквы, в расширенном понимании этого слова. Её искусство раздвигает границы между аудиторией и художником в желании достичь сознания нового уровня, а значит, усовершенствования личности. Если вы не подготовлены, то порой её акции будут казаться вам смешными или бестолковыми. Но не спешите! Постарайтесь вникнуть в суть её перфомансов – и вы увидите глубину и многослойность этих действий.

Приведу пример: поистине революционная работа Марины «Художник присутствует» состояла из того, что она просто сидела на стуле лицом к аудитории по восемь часов в день – и результаты были впечатляющими. Какие? Посмотрите внимательно все ссылки, ответ сам найдётся…  

Самая смелая работа Марины Абрамович, возможно, еще впереди - она готовит эксперименты с простыми действиями, совершаемыми человеком.  «Мой метод - делать то, чего я боюсь, то, чего я не знаю, чтобы идти на территорию, на которой никто никогда не был», - так она обозначает своё кредо. Мне сразу вспомнились мореплаватели времён Колумба, отплывающие на своих 20-метровых судах в открытый океан навстречу неизведанным землям…

Немного истории. В 1977 году Марина Абрамович, сербская художница-авангардистка – она же исполнительница дерзких перфомансов, - приняла участие в свой «обнаженной выставке» Imponderabilia. Полиция закрыла её – выставку, - через 90 минут.

В перфомансе приняли участие два художника-исполнителя: Марина Абрамович и ее тогдашний партнер Улай. Оба они были абсолютно голыми и стояли в дверях на входе. Чтобы попасть на выставку, которая размещалась в музее Galleria d’Arte Moderna (Bologna), публика должна была втиснуться между двумя обнаженными телами. Другого варианта попасть внутрь не было.

Решение, которое Абрамович заставляла принимать представителей общественности, было, на самом деле, забавным: публике приходилось выбирать, с кем из художников они столкнутся нос к носу. Тем самым все посетители становились частью этого спектакля. Однако местные власти быстро закрыли представление, назвав его непристойным.

После этого перфоманса в судьбе Марины Абрамович было много самых различных и необычных поворотов: у меня просто нет возможности дать ссылки на них - не поленитесь, посмотрите в интернете.

Сейчас, когда художница приближается к своей юбилейной дате 75, Лондонская королевская академия объявила о первой в Великобритании ретроспективной выставке, посвященной её творчеству и жизни, включая живые «переиздания» её культовых произведений, а также совершенно новые работы. Кстати, кураторы выставки, тесно сотрудничая с Абрамович, приняли решение вернуть к жизни и ту самую Imponderabilia 1977 года. Но вместо Марины и её партнёра на входе, конечно же, будут стоять две молодые модели.

Да и сама Марина по-прежнему молода душой, хотя 30 ноября ей исполнится 73 года. Посмотрите её интереснейшее выступление в качестве лектора перед аудиторией - обратите внимание, у всех в зале завязаны глаза, чтобы не отвлекаться на персону лектора, - когда она рассказывает об удивительных психологических экспериментах. Английский у неё не родной, вполне понятный, да и титры помогают.

Её автобиографическая книжка «Walk Through Walls» («Проходя сквозь стены») вышла три года назад, 25 октября 2016 года. Вот как она выглядит.

-2

Вашему вниманию несколько мини-историй из этой книги. 

Она была избалована в детстве

Молодость Абрамович была отмечена проблемами – будь то страх, связанный с изображением тела на холсте, семейной драмой или множеством обычных проблем, которые возникают в процессе взросления девочки. Да и место действия - послевоенная, сильно разрушенная Югославия, - оптимизма не прибавляло. Она описывает Белград как «нечто серое и бесформенное», добавляя: «Есть что-то концептуальное в социализме и коммунизме - это своего рода эстетика, основанная на чистом безобразии». Я, честно говоря, призадумался над этой фразой!

Несмотря на послевоенные препятствия, родители Абрамович – а они были заслуженными героями войны, - сумели создать комфортную жизнь для девочки, будущей известной художницы. Они жили в «большом, старомодном здании 1920-х годов, с элегантными металлическими ограждениями и остеклением, похожем на жилой дом в Париже». Семья занимала целый этаж, это было неслыханной роскошью.

Марина говорит о влиянии родителей на её формирование как художника, однако её суеверная и малограмотная бабушка Милица оставила самое глубокое впечатление, вынесенное из детства. «Ее ритуалы были для меня своего рода духовностью», - признается она.

Абрамович получила весьма своеобразное «живописное образование»

Приятель ее отца, художник по имени Фило Филипович, вылил красную и жёлтую краску на холст, а затем поджёг его - и назвал это закатом. Так прошёл её первый урок рисования. Согласитесь, такой радикальный «заход» не мог не оказать сильнейшего влияния на психику ребёнка. Начав заниматься в 14 лет, она посвятила все свои подростковые годы искусству. В Академии изящных искусств в Белграде молодая художница рисовала, как и положено, натюрморты и обнаженные фигуры, пока не создала произведение под названием «Облако с тенями»: она приколола что-то объёмное к стене и стала восхищаться отбрасываемой тенью. «Как только я увидела эту тень», - пишет Абрамович, - «я поняла, что двухмерное искусство действительно осталось для меня в прошлом - эта тень открыла для меня совершенно другое измерение».

Ее разрыв с Улаем был совсем не простым

Участие Улая (также художника-акциониста) в жизни Абрамовича началось задолго до их публичного альянса на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. После 12-летнего романтического и профессионального партнерства – а они работали все эти годы вместе, - они расстались, при этом Улай завладел их общим архивом.

-3

«Он продавал наши работы людям, которые мне не нравились, иногда со скидкой, о которой со мной не договаривались, и моя доля доходов загадочным образом куда-то исчезала», - рассказывает Абрамович в своих мемуарах. – «Понятное дело, меня это не устраивало». Однако она говорит, что Улай позже попросил ее помочь с деньгами в момент финансовых затруднений. Несмотря на все разногласия, Абрамович повсюду в книге упоминает о многочисленных попытках примирения – вплоть приглашений на день рождения и Рождество.

Однажды она пообедала с эксцентричной певицей по имени Леди Гага.

Во время её продолжительной выставки в нью-йоркском MoMA «Художник присутствует», Абрамович встретилась с певицей Lady Gaga. По версии Марины, Леди Гага очень хотела с ней повидаться, так как нуждалась в опеке. По словам художницы, Гага сказала ей: «Я молодая, и у меня должно быть три учителя, у которых я хочу чему-то научиться: Роберт Уилсон (Robert Wilson), Джефф Кунс (JeffKoons) и вы». Роберт Уилсон – известнейший американский театральный режиссёр, постановщик авангардной драмы; а одну из работ скульптора Джеффа Кунса вы можете увидеть здесь.

-4

Обратите внимание – Леди Гага ищет покровителей не среди своих коллег по шоу-бизнесу, а среди авангардных художников первой величины – соображает!

Абрамович утверждает, что есть три разных Марины

«Мне нравится думать о себе сейчас, как о трех Маринах», - объясняет Абрамович в заключении мемуаров. – «Одна – это боец. Другая - дух. И третья - чушь собачья».

Летом 2017-го, спустя 30 лет после расставания, пара Абрамович-Улай наконец-то примирилась. Воссоединение произошло на сцене Музея современного искусства «Луизиана», где проходила крупнейшая выставка Марины Абрамович в Европе. 

В одном из фрагментов нового документального фильма «The Story of Marina Abramović and Ulay», снятого Кристианом Лундом, видно, что вражды и неприязни между бывшими партнерами больше нет: Улай поднимается к Марине на сцену из зрительного зала и они обнимаются. Дальше ведение лекции происходит уже вдвоем. 

Улай подытожил ситуацию: «Все грязное и уродливое между нами осталось позади. На самом деле это была красивая история». А Марина добавила: «Работа, которую мы когда-то проделали вместе, прекрасна. И только это имеет теперь значение».

Я беспорядочно выдернул некоторые моменты из жизни Марины Абрамович – надеюсь, вы непредвзято на всё отреагируете и продолжите знакомство с её идеями и творчеством. 

Уверен – это вам пригодится, даже если вы не собираетесь идти по пути Леди Гаги!