Найти в Дзене
Advances in...

Эффективность и переносимость лучевой терапии с модуляцией интенсивности при менингиоме основания черепа

https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/conflict/vrach-vs-patsient-daite-zhalobnuyu-knigu
https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/conflict/vrach-vs-patsient-daite-zhalobnuyu-knigu

Характеристики пациента

Проведен ретроспективный анализ клинических данных 46 пациентов с менингиомой основания черепа, проходивших лечение с января 2009 года по декабрь 2014 года. Двадцать три пациента были обработаны NFSRT, и 23 пациентов с ХТ. Больше всего пациентов составляли женщины (87%), средний возраст - 59 лет (27-81 год). Поражения в основном располагались на кавернозном синусе (27 случаев), под углом головного мозга (10 случаев) и в области ретрокливации (4 случая). Восемнадцать пациентов уже проходили обследование на менингиому перед направлением в радиационное отделение. Четырнадцать пациентов прошли операцию (1 операция на 13 пациентов и 2 операции на 1 пациента), а 4 оставшимся пациентам была оказана поддержка по принципу "наблюдай и жди".

На момент проведения исследования 26 пациентов (57%) лечились исключительно РТ, 8 (17%) - вспомогательным РТ, 12 (26%) - спасательным РТ. Для пациентов, получавших вспомогательное облучение, резекция всегда считалась неполной в соответствии с заключением послеоперационной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Тридцать пять пациентов карты были пригодны для пост-РТ клинического анализа эффективности. Эти симптоматические пациенты имели в среднем 2 симптома (диапазон, 0-4 симптома) в общей сложности 76 симптомов. Основными симптомами были нарушение зрения (41%), CND (20%) и головная боль (16%). Присутствие КНР во время РТ не было существенно коррелировано с предшественником операции. У восьми пациентов был бессимптомный гиперпролактинемия. Никакого другого первоначального эндокринологического расстройства не было диагностировано.

Планировочная обработка

Для каждого пациента была проведена компьютерная томография с толщиной среза 2,5 мм без внутривенного контраста. Пациентов помещали на спину и иммобилизовали в специальной маске для раздора. Получено трехмерное многоплановое МРТ-реконструкционное (MPR) гадолиниевое усиление Т1 и 2-х миллиметровое МРТ сканирование толщиной среза Т2. Компьютерная томография - МРТ-слияние было оценено на рабочей станции iPlan RT Image 4.1.2 для NFSRT или рабочей станции FocalSim для HT для определения целевых объемов и органов в группе риска. Общий объем опухоли (GTV) включал в себя увеличенный объем, наблюдаемый в последовательности 3D MPR Т1. GTV был расширен в 3 измерениях на 5 мм для создания клинического целевого объема (CTV) для 27 пациентов. Для остальных пациентов CTV соответствовало GTV. Разница в разнице была связана с политикой департамента, предусматривающей изменение протокола после анализа литературы.

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2452109419300946
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2452109419300946

Изометрический предел от 2 до 3 мм был применен к CTV для создания планового целевого объема (PTV). Среднее значение PTV составило 47,2 мл (диапазон 1,1-223 мл). Решение о выборе подходящей технологии облучения было принято на техническом совещании с физиком и радиационным онкологом. Крупнейшие сложные менингиомы, расположенные в непосредственной близости от органов, подверженных риску, чаще всего лечатся ГТ.

Для NFSRT пациенты лечились с помощью специального стереотаксического линейного ускорителя напряжения 6 МВ, Novalis TX. Планирование лечения было достигнуто с помощью 4-7 непланарных лучей, сформированных с помощью микромультилафторного коллиматора. Интенсивность лучей модулировалась динамическим движением листьев во время облучения (т.е. раздвижным окном).

Остальные пациенты лечились с помощью системы Hi-ART томотерапии. Предписанная доза составляла 54 Гр в 30 фракциях по 1,8 Гр, за исключением 1 пациента с гистологически подтвержденной инвазией костей, который получал 60 Гр в 30 фракциях по 2 Гр.

Последующие действия и клиническая оценка

Пациенты осматривались раз в неделю во время РТ, и оценка острой токсичности проводилась с использованием Общих терминологических критериев для неблагоприятных явлений. Данные об эффективности и поздней токсичности РТ были собраны на основе докладов о последующих консультациях. Пациенты проходили осмотр в среднем через 6 месяцев после окончания лечения и каждый год в дальнейшем. Оценивалась эволюция симптомов, описанных во время первичной консультации, и появление новых симптомов. РТ считалась эффективной в случаях хотя бы частичного улучшения как минимум 1 симптома без сопутствующего прогрессирования другого симптома. Улучшение может быть объективным и наблюдаться при клиническом обследовании и дополнительных обследованиях, или субъективным и зафиксированным пациентом. Наступление нового симптома через 3 месяца после окончания облучения или обострения симптома без сопутствующей опухолевой прогрессии рассматривалось как поздняя токсичность РТ. Данные местного контроля были записаны в отчетах о клиническом и радиологическом наблюдении. Консенсусного определения радиологического ответа не было. Информация о случаях смерти собиралась независимо от их причин. Данные о выживаемости не являются более подробными в настоящем исследовании в связи с небольшим числом пациентов, проходящих лечение.