Ситуация была более сопоставима с разбойничьими баронами в Америке конца 19 века. Есть сходства, но также и важные различия.
Самое важное сходство состояло в том, что и то, и другое было результатом институционального и правового вакуума, который заполняли энергичные, предприимчивые, беспринципные люди. В конце XIX века в Америке начала формироваться национальная экономика, особенно в области железных дорог и нефтяной промышленности. Экономика США была в основном местной и региональной. Федеральное правительство не было сильно вовлечено в экономику, пока не начала формироваться национальная экономика. Бароны-разбойники (например, Рокфеллер, Карнеги, Вандербильт, Астор) воспользовались этой анархической средой и стали сказочно богатыми. Постепенно появились законы, предписания и институты для их осуществления, и многие из баронов-разбойников превратились в филантропов.
После распада Советского Союза в рамках централизованной командной экономики, в которой доминировала Коммунистическая партия, внезапно возник режим свободного рынка. Как и в Америке конца 19-го века, это привело к анархической экономической среде. Энергичные, предприимчивые, беспринципные люди, по большей части пользующиеся связями с советской эпохой (партийными, государственными и криминальными), были единственными людьми, способными воспользоваться этой средой. Подобно американским баронам-разбойникам, они тоже стали сказочно богатыми.
Некоторые основные различия: во-первых, в конце XIX века в Америке существовала динамичная экономика, но она была местной и региональной. Анархия существовала только в пространстве формирующейся национальной экономики. Во-вторых, разбойничьи бароны должны были создавать богатство. Они должны были строить нефтяную промышленность, железные дороги и т. д. В Советском Союзе централизованная командная экономика уже охватывала местную и региональную экономику, а также национальную экономику. Зарождающимся олигархам не нужно было создавать богатство. Они воспользовались анархической ситуацией, чтобы захватить существующие активы.
Некоторые авторы настаивают, что это делает российских олигархов совершенно отличными от американских разбойничьих баронов. Они утверждают, что, в то время как грабитель Бэрронс создавал богатство, российские олигархи украли его, так что их нельзя сравнивать. - Я не согласен. В обоих случаях были задействованы смелые, предприимчивые, умные, амбициозные, агрессивные мужчины. В обоих случаях преступники попадали в неизведанные, хаотичные ситуации, не обращая особого внимания на закон. Правда, ситуация в России была более криминальной, более запутанной в политике, и конфликты были более широко распространены в обществе. Однако эти сходства очень важны.
В середине 1990-х годов появилась карикатура, изображающая воображаемый разговор между президентами Клинтоном и Ельциным. Ельцин Клинтону: "вы знаете, у нас сейчас серьезные проблемы с капитализмом в нашей стране. Ельцин продолжает: "видите ли, большинство наших капиталистов-преступники.Кадр 3: Клинтон обращается к Ельцину: "не волнуйся. Они получат власть. Кадр 4: Клинтон продолжает:"... и они будут менять законы."
Но в России все было не совсем так. Вскоре после того, как Владимир Путин стал президентом, он задался целью свернуть власть олигархов. На встрече с самыми влиятельными олигархами Путин сказал им, что бизнес есть бизнес, а политика есть политика. Они должны заниматься бизнесом и держаться подальше от политики. Большинство олигархов приняли предупреждение Путина близко к сердцу, но некоторые-нет. В результате Березовский, Гусинский и Невзлин оказались в ссылке, а Ходорковский провел десять лет в тюрьме, после чего сам отправился в ссылку.
Таким образом, слияние богатства и власти в руках олигархов стало менее опасным для развития российского государства, однако размытые границы между политикой и экономикой остаются серьезной проблемой. В Америке чрезмерное богатство разбойничьих баронов выросло до такой степени, что они воспринимались как серьезная проблема. Эта проблема постепенно была взята под контроль с помощью законодательства и регулирования. С тех пор, как при советской власти экономика и политика были неразрывно слиты воедино, их распутывание было и остается серьезной проблемой.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, буду очень признателен. До новых постов.
С уважением, Виталий