Найти тему
Мир ужасов

“Muse” (Муза) (2017)

“Muse” (Муза) (2017). Самуэль Саломон – один из лучших преподавателей литературы в дублинском колледже «Тринити». Как и многие ему подобные ученые мужи средних лет, он крутит роман с одной из своих студенток, красавицей Беатрис. Их связи уже 13 месяцев, и до сих пор никто не знает о том, что они вместе. Но скоро узнают. Имя Саломона будет часто появляться в новостных сводках газет, а сам он окажется во власти ночных кошмаров на целый год, и ни один психиатр не сможет ему помочь.

Дело в том, что после очередной жаркой ночи (пусть даже эта ночь была днем) и очередного признания в любви к Самуэлю Беатрис отправится в ванную, наполнит ее до краев, ляжет в обжигающую воду и вскроет себе вены. По странной иронии судьбы в те дни профессор предложил своим студентам переложить «Ад» Данте на свои собственные судьбы, написав на эту тему реферат. В результате адом окажется его собственная жизнь. Теперь каждую ночь его посещает видение, в котором некто убивает незнакомую ему девушку. Один раз, второй. А потом – телефонный звонок. На том конце провода – его коллега и давняя подруга, Сюзан Гиланд. Просит включить телевизор.

А там – сюжет о ритуальном убийстве молодой особы. Той самой особы, которую Самуэль видел прежде в одном из своих снов. Будто в приступе безумия профессор прыгает в машину и отправляется в дом, где пролилась кровь. Там встречает Рэйчел, которую, как оказывается, мучают те же кошмары по ночам. Вместе они пробираются в запертую комнату на чердак, где находят аквариум и в нем – странной формы сосуд. Его Рэйчел забирает с собой. И возвращается к своей жутковатой реальности – ведь она обыкновенная стриптизерша родом из Восточной Европы.

Что до Саломона, то он вскоре выходит на след таинственного эзотерического ордена «Белое кольцо». В нем состояло пять человек. И четверо из них погибли. Первый сошел с ума, заколол нескольких детей и был застрелен полицейскими. Второй сгнил заживо, и врачи не смогли ничего сделать, кроме как диагностировать доселе неизученную дегенеративную болезнь. Третий на глазах своей же собственной семьи ударил себя ножом двадцать восемь раз, превратив свое тело в лабиринт боли и дыр. Четвертого нашли мертвым на пирсе, сожранного изнутри странным насекомым. Все это как-то связано не только с находкой на чердаке странного дома, но и с именами таких людей как Данте, Китс и Блейк. Все они в переписке с друзьями намекали на некие контакты с женщинами… Нет, не женщинами. Музами. Сверхъестественными существами общим числом семь. Они прекрасны. Они отвратительны. И они смертельно опасны.

По старой доброй традиции, «Муза» - постановка интернациональная. Испания, Ирландия, Бельгия, Франция. Несколько кинокомпаний, включая всем известную Canal+ и Filmax, которая со временем стала ассоциироваться с испанскими ужасами высшей пробы. В основу сценария легло произведение писателя, чье имя мне абсолютно ни о чем не говорит, большинство съемок прошло в Ирландии (отсюда – блеклость, сырость и атмосфера, сама по себе рождающая атмосферу). А у руля – один из лучших европейских режиссеров современности, Хауме Балагеро («Репортаж», «Без имени», «Тьма», «Хрупкость», «Крепкий сон»).

Более или менее известные имена также встречаются среди актеров. Роль Сюзан отдана Франке Потенте, которая, как всегда, невыразительна. А Рэйчел – Ана Улару – молодая и талантливая румынка с довольно обширной фильмографией. Название никого не должно обманывать. Музы есть музы. Забудьте о прекрасных созданиях, которые приходят к вам, чтобы сподобить на создание лучшего в мире романа и лучшей в мире песни. Полумифическое существо, без проблем мигрирующее из потустороннего мира в мир людей, не может считаться ангелом. Да и ангелы, говорят, те еще твари. Нимфы, сирены, музы – все они родом из одного котла. У них есть правила, и они жестоко наказывают тех людей, которые осмеливаются их, правила, обходить стороной.

Не верьте тем, кто говорит, что Балагеро отошел от ужасов, сняв мистический триллер. «Муза» - стопроцентный хоррор. Безусловно, он не имеет ничего общего с мясорубкой «Репортажа». Но вспомните остальные работы этого режиссера. Ту же «Хрупкость»! Вон она – ближе всего к его новейшему творению. Также как «Хронос» и «Второе имя», также как «Дагон», «Девятые врата» и даже «В тихом омуте» Брайана Юзны! Вы уже хватаетесь за сердце или, напротив, иронично улыбаетесь? Ловите еще параллели и ассоциации: ими будут знаковые фильмы Ардженто.

Это не значит, что «Муза» напрямую что-то копирует, или ее с чем-то можно напрямую сравнить. Нет, этот фильм сам по себе. Тут есть интересная мифология, масса по-настоящему тревожных моментов и даже откровенные намеки на творчество Лавкрафта, ведь речь, на минуточку, идет о настоящем культе родом из Запределья, которому чуждо все человеческое! (А если пойти чуть дальше, то можно вспомнить и Баркера). Плюсуем сюда хороший градус безумия, темно-зеленую палитру красок и полутонов, ряд визуально отвратительных моментов, прекрасных актеров. Мелодраму. Любовь. Поэзию. Спору нет, это самый смелый проект Хауме Балагеро. И возможно лучший. У меня не было особых надежд на «Музу». Я знал, кто ее снял. Но забыл о том, что ничего подобного нам никто никогда не рассказывал.

9/10