Автор Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация – расстройства пищевого поведения и образа тела
В этой статье мы рассмотрим расстройства пищевого поведения и образа тела с точки зрения внутренних рабочих моделей. Также развитие привязанности и селф в связи с концепциями системной семейной системы, диалога голосов и работы с тенью.
Итак, есть понятие настройки (по-Дж.Боулби) между кормильцем и ребенком: сонастройка - эмоциональное состояние, которое включает активацию эмоционального состояния (амплификацию) или его понижение (успокоение).
Понятие интерсубъективности Э.Грусселя - понимание того, как ребенок понимает то, что кормилец чувствует то, что он чувствует.
Полезно рассмотреть эту концепцию с точки зрения движений, темпоральной динамики, согласно Д.Стерна. Существует мнение о том, что привязанность формируется в том числе через движение - приближение и отдаление. Приближение к кормильцу, встреча с ним и отдаление от него - все это происходит с определенной скоростью.
Итак, кормилец способен увеличивать эмоциональное состояние ребенка до гиперактивного состояния - крещендо, используя собственное эмоциональное состояние и понижать его до гипоактивного состояния - декрещендо (по аналогии с музыкой).
Можно сказать, что в этой динамике они сами становятся эмоциями. Так пример крещендо - это восторг, и декрещендо - ощущение оставленности или грусть.
В ряде случаев кормилец амплифицирует эмоциональные переживания ребенка, и они вместе переходят в состоянии радости, в случае полного непонимания эмоций ребенка - восторг встречается со страхом на лице кормильца, потому что он не понимает, что может делать с этим восторгом.
Эмоциональная жизнь ребенка развивается через кормильца. И точно также нервная система кормильца и то, как проявляются эмоции вовне, строится непосредственно по типу нервной системы кормильца. Ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, например, не может успокоиться при гиперактивном состоянии или поднять эмоциональное состояние, когда оно снижено. Они воспринимают это как данность, потому что так происходит с другим. Все эмоциональные переживания ребенка - внешние по отношению к собственной способности к регулированию состояний нервной системы. То, каким способом происходит это регулирование, Дж.Боулби называет внутренней рабочей моделью, матрицей, изначально установленной в отношениях, которая позже интернализуется.
Интернализация происходит по принципу отзеркаливания того, что происходит в отношениях с другим. Это важно в понимании эмоций человека, ведущего борьбу с расстройством пищевого поведения и образа тела.