Найти в Дзене
Shmandercheizer

#Разбор цитат: «Чтобы стать счастливым - нужно избавиться от лишних вещей и мыслей».

ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВСЕГО ЛИШНЕГО. ОТ ЛИШНИХ ВЕЩЕЙ, ОТ ЛИШНЕЙ СУЕТЫ, А САМОЕ ГЛАВНОЕ – ОТ ЛИШНИХ МЫСЛЕЙ.

Довольно интересный совет. Дайте-ка подумать. Я бы, пожалуй, начал с избавления от лишних советчиков, а также их картиночек и цитаток, которые занимают место в жизни вполне годное для собственных ошибок и размышлений.

Если же серьезно, то в чем смысл этого выражения? Счастье здесь приравнивается к определенного рода негативной форме свободы. Т.е. будучи свободным ОТ каких-то («лишних») вещей, вы каким-то чудесным образом становитесь счастливым и самодостаточным. Как минимум, тут что-то напутано с причиной и следствием: скорее у того, кто обладает внутренней полнотой, вдруг обнаруживается ненеобходимость целого ряда вещей, мыслей, действий.

Подобные аскетические проповеди обнаруживаются еще в древности. Например, Сократ, киники Антисфен и Диоген Синопский, стоики Эпиктет и Марк Аврелий, Эпикур и его последователи – каждый в своей манере убеждал народонаселение в том, что счастье состоит в малом и необходимом. А все искусственное и избыточное лишь усиливает беспокойство ума и страдания души, в т.ч. распаляя наши желания. Впоследствии социальные сложности и телесные удовольствия будут вызывать подозрения у многих авторов, среди коих множество фанатов аскезы, самодисциплины, кенозиса и ригоризма (например, Иммануил Кант).

Бесспорно, что человеку иногда полезна отрезвляющая затрещина в виде немного бестактного вопроса «А оно тебе точно надо?» Однако с философской точки зрения большинство этих систем грешит одним и тем же приемом (который можно назвать слабо обоснованным, а при желании – и мошенническим). Какая-то часть желаний или потребностей объявляются естественными на том лишь основании, что более сообразны природе человека (которая в свою очередь и определяется через эти потребности). Нормировать и предписывать человеку желания – это совсем не то же самое, что обнаружить правильные (т.е. «не лишние»). И сегодняшним фанатам упрощения стоило бы помнить, что человеческие желания причудливы и несхожи, поэтому лезть со своим уставом в чужой монастырь даже с благими пожеланиями – чревато неприятностями.

Возвращаясь к нашему высказыванию, обратим внимание на ключевой акцент – «самое главное избавиться от лишних мыслей». Это сразу же вызывает два вопроса. Во-первых, как определять «лишние»? Самому или через авторитет, на глазок, по наитию или путем анализа (что тоже мысли), согласно критерию или ситуативно? Во-вторых, каким образом предлагается от них избавляться? А вот расскажите мне, что за средства такие дают способность избирательно устранять мысли. Предлагать то, что никому неизвестно – это, конечно, весьма остроумно. Почти так же как совет «не думать о белой обезьяне». Ну как успехи?

Это между тем одна из главных проблем всяческих благопожеланий, особенно с восточным флёром. Все эти призывы про то, что надо быть осознанным и свободным – замечательные байки. Я даже готов со всем согласиться, если мне расскажут, как сделать это – на практике, в форме реализуемых действий (а не все тех же мыслей, которые никогда в полной мере не подчиняются контролю).

А без этого данное выражение читается совсем по-другому: пойди туда, не знаю куда (найди критерий «лишнего» в своей жизни), да принеси то, не знаю что (выдумав «лишнее», начни бесплодно с ним бороться). Лишнее в жизни надо еще понять и определить, прием на свой страх и риск. Никто не знает будущего, а потому никто не знает наверняка, что однажды пригодится. И как только вы это лишнее определите, то его место займет вовсе не счастье, а попытки избавиться. Попытки бесплодные, потому что суть вещей определяете вы, а значит и боретесь с самим собой, слабо понимая с чем, зачем и почему. Но это ли не лишняя суета, от которой вам предлагалось избавиться?

Добро пожаловать в парадокс: если вы избавляетесь от суеты, то вы не избавляетесь от лишних вещей и прочего, плюс при любом раскладе получаете необходимость выискивать и распознавать «лишнее», что в конце концов все те же избыточные, «лишние» мысли.