Найти в Дзене

Отличия "тотального контроля" от "тотальных ограничений"

Оглавление

В первой фразе этой статьи я уточню, что до "тотального" государственного контроля общественных и социальных информационных процессов граждан ещё далеко.

На просторах Интернета пользователи живо обсуждают внедрение новых технологий распознавания лиц в системах общественной безопасности, сбора биометрических данных финансовой системой и другие применения современных технологий идентификации личности.

Что же беспокоит некоторых граждан?

Существуют опасения, что система государственного контроля информации о гражданах начнёт устанавливать ограничения прав граждан, но эти домыслы неконституционны и основываются на плохом знании законодательства.

Что значит "плохое знание законодательства"?

Тотальный (англ. "total" - полный) контроль не заложен в современном информационном законодательстве. Согласно правовым информационным концепциям обработка информации должна быть достаточной для выполнения поставленных целей (идентификация, обеспечение безопасности, учёт, статистический анализ и другое).

Во многих регулирующих технических и законодательных нормах предусмотрены запреты на избыточность сбора сведений о гражданах и связанных с их жизнедеятельностью процессах. Поэтому, если представить полную (относительный термин) оцифровку общества, то запросы и обработка данных будет проходить в виде усечений (наборов), необходимых для достижения целей этих обработок.

На основании вышеизложенного следует, что "тотальный контроль поведения граждан в общественных местах" в целях обеспечения общественной безопасности является всего лишь полным контролем всех процессов, необходимых для создания безопасной среды в местах свободного доступа людей.

Современные примеры внедрения контролирующих технологий

Технологии распознавания лиц в видеосистемах

По данным Российской газеты:

Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев, выступая в Сеуле на пленарном заседании Международного полицейского саммита, заявил, что в Москве насчитывается около 3 тысяч интеллектуальных видеокамер по распознаванию лиц. "В дальнейшем этой функцией планируется оснастить все городские камеры, общее количество которых сегодня превышает 160 тысяч", - сообщил министр.
Российская газета от 22.10.2019

Приблизительно в это же время находятся граждане, возражающие против установления их личности по изображениям, снятым уличными видеокамерами. Такие возражения иногда основываются на нормах статьи 11 "Биометрические персональные данные" закона № 152-ФЗ от 20.07.2006 г., в которых указан запрет на установление личности по биометрическим персональным данным без письменного согласия субъекта персональных данных, кроме некоторых случаев.

В этих возражениях нужно учитывать, что системы общественного видеонаблюдения эксплуатируются в соответствии с действующим законодательством и не устанавливают личность граждан без экстренной необходимости. Возможности производить идентификацию личности без согласия гражданина указаны в той же статье 11 закона "О персональных данных" и учитывают например, оперативно-розыскную необходимость.

Граждане могут быть спокойны за сохранность своих персональных данных, если они обрабатываются в соответствии с нормами законодательства.

Фильтрация Интернет трафика

Таким же способом организована фильтрация информации в целях обеспечения информационной безопасности государства в Интернете.

Для проведения антитеррористических мер осуществляется блокировка или фильтрация информационных потоков, содержащих возможность передачи информации, запрещённой на территории России. Также как и в случае видеонаблюдения, при осуществлении фильтрации сведений, передаваемых по общественным сетям не производится идентификация личности пользователя, а обеспечивается всего лишь такая возможность для случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Нарушение норм Конституции о тайне личных сведений могут происходить только после установления личности и осуществлении нецелевого доступа к идентифицированной личностью пользователя информации.

Фильтрация государственной системой и коммерческими организациями (в рамках договора) обезличенных данных без процесса идентификации не нарушает правовые нормы об охране личной информации граждан.

Граждане могут сами активировать системы фильтрации своего трафика. Например, если пользователь осуществляет выход из сегмента Интернета, регулируемого законодательством России, то вся получаемая им информация является входящей для российского Интернета и может фильтроваться в целях обеспечения государственной безопасности.

Таким способом один гражданин, находящийся на территории России, отправляющий почтовое сообщение другому гражданину в России через зарубежный почтовый-сервер, отправляет на территорию российского Интернета входящую информацию иностранного происхождения, которая может особо проверяться (фильтроваться).

Возрастная цензура компьютерных игр и общедоступных ресурсов

В ближайшем будущем предлагается установить более строгие нормы фильтрации компьютерной информации для несовершеннолетних с целью предотвращения распространения вредоносных информационных объектов.

Под такую фильтрацию могут попасть интернет-ресурсы, мероприятия с применением новейших компьютерных технологий, компьютерные игры и другое.

Степень влияния криминальных субкультур на подрастающее поколение обсуждается в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Фильтрацию должны проходить не только сведения выраженные в текстовом, графическом или звуковом виде, но также и модели поведения, образы, реализуемые в виртуальном пространстве компьютерных игр и медиа проектах.

Подрастающее поколение должно понимать, что "бандиты" и "гангстеры" - это виды преступников, а не игры на компьютере. Учитывая, что жанр военных игр или игр с нечёткими моральными принципами может влиять на поведение человека, имеет смысл установить правила фильтрации домашних компьютерных игр с разделением симуляторов для киберспорта и военных училищ.

В подобной фильтрации нет никаких нарушений прав и свобод гражданина (тотальных ограничений), потому что пресечение распространения вредоносной информации направлено на безопасность личности и создание благоприятных условий для развития молодёжи в здоровом обществе.

Дополнительные материалы по теме этой статьи:

25 октября 2019 года.

автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.

Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).