«Кассовым разрывов» называется весьма досадная для бизнеса ситуация, когда в момент, когда нужно совершить какие-то важные платежи в кассе не оказывается наличных денег или свободных ликвидных средств. Часто такая ситуация возникает при накоплении дебетовых долгов с одной стороны, и наличии задолженности самой компании с другой. То есть, когда и ты должен, и тебе должны, и при этом не отдают деньги. Такого рода проблемы кажутся не столь уж серьезными, возможно потому, что нет такого бизнеса или даже государственного учреждения, которое бы с такого рода препятствиями не сталкивалось бы. Тем не менее, «кассовые разрывы» способны в рекордно короткие сроки покончить практически с любым бизнесом, каким бы развитым он ни был, если проблемы не будут решаться вовремя.
- Главная опасность кассового разрыва – это необходимость брать кредиты. Как правило, это могут быть краткосрочные кредиты, под небольшие проценты или кредиты overnight, которые большим предприятиям и компаниям обходятся достаточно дешево. Но, проблема в том, что любая кредитная линия заканчивается, а уже использованые с нее деньги нужно отдавать, и они начинают накапливать проценты просроченной или обычной задолженности. Если их закрывать, то это отвлекает те средства, которые фирма заработала, и их уже нельзя потратить ни на развитие, ни на финансирование дальнейшей деятельности компании. «Кассовые разрывы» склонны, таким образом, превращаться в постоянно существующие дыры, успешно вымывающие из компании текущую ликвидность.
- «Кассовый разрыв» может оказаться больше, чем кажется на первый взгляд. Если поставщик не подвозит товар, пользователи не платят, новые клиенты не появляются – то это признак того, что какая-то часть всего бизнес-процесса попросту не работает. Отдел продаж не может привлечь клиентов – и его нужно менять и перестраивать, в отделе работы с клиентами не умеют «выбивать» платежи и контролировать их приход в кассу и т.д. Все эти процессы следует налаживать, и делать это приходится на ходу, быстро, жестко и с привлечением соответствующих специалистов. А кассовый разрыв в этом контексте следует воспринимать, как симптом, указывающий на то, что нужно что-то проверить в работе компании.
- Если «кассовые разрывы» появляются слишком часто и они слишком большие, то это уже означает, что на самом деле нарастают крупные проблемы в общении с бизнес-партнерами. Например, кто-то повадился регулярно не платить. Или банк повышает плату за кредитную линию, не предупреждая об этом и не договариваясь. Причиной создания моментов отсутствия ликвидности может быть давление изменившихся внешних обстоятельств. Нужно менять партнеров, находить новые рынки, уходить от одних банков на обслуживание к другим и т.д.