Найти тему
Такском

Обязательная маркировка подтолкнет бизнес к внедрению современных технологий

Оглавление

К 2024 году в России заработает единая госсистема маркировки, не имеющая аналогов в мире. Многие товары, которые продаются на территории страны, будут оцифрованы.

В итоге:

  1. с прилавков исчезнет контрафакт — граждане получат качественную продукцию;
  2. «серый сектор» выйдет из тени — сократится доля незаконного оборота;
  3. государство сможет отслеживать движение всех товаров — увеличится налогооблагаемая база, в том числе акцизных платежей.

Как всем участникам единой системы интегрироваться в этот социально значимый проект, и какие программные решения помогут адаптироваться бизнесу в новых условиях работы, рассказал Александр Тупицын, технический директор компании «Такском».

Кто участвует в обороте потребительских товаров, подлежащих маркировке? Какова роль каждого из них?

В системе маркировки задействованы три участника: производители или импортеры, дистрибьюторы, розница.

Производители и импортеры вводят товар в оборот. Их задача: нанести коды на товары, сообщить в систему маркировки, что эти коды введены в оборот.

Передавая эту продукцию дистрибьютеру, оформить их электронным документом.

Участие в процессе маркировки от них требует вложения в оборудование и максимальную автоматизацию процессов.

Дистрибьютеры должны принять товар и отгрузить его рознице. Оба эти процесса требуют сверки кодов маркированной продукции.

Третья, самая многочисленная группа участников маркировки, – это розница. Продавцы получают продукцию с кодами на упаковке.

Сканировать и сверять каждую марку или доверять поставщику – ритейлеры решают сами.

Однако может случиться, что код на упаковке не будет соответствовать коду в накладной. А это повлечет за собой штрафные санкции.

Для работы в новых условиях необходимо подключение к электронному документообороту и наличие контрольно-кассовой техники, поддерживающей работу с маркированной продукцией.

Если крупные сети используют автоматизацию давно, то малый и микробизнес сталкивается с такой потребностью впервые.

Далеко не каждый предприниматель этих секторов экономики обзавелся электронной подписью, соответствующей кассовой техникой и 2D-сканером.

В чем специфика оборота маркированного товара? Как это влияет на бизнес-процессы компании?

Существует два вида маркировки.

Первая «живет» на самом товаре: разово наносится, и ее нельзя поменять.

Примеры тому — табачные изделия и лекарственные препараты.

Обязанность нанесения цифрового кода на эти товары возложена на производителей или импортеров.

На пачке ограниченное место для печати кодов. Производители табака запрашивают коды у системы «Честный знак», получают их и наносят на пачку и блок. Остальные уровни агрегации можно присваивать самостоятельно.

Во втором случае коды печатаются в виде этикеток и наклеиваются на упаковку. Так маркируется обувь, одежда, шины, парфюмерия.

Для данных групп товаров все участники оборота могут получать и наносить коды маркировки.

Если к марту на складе у дистрибьютеров обуви с прошлых поставок останется немаркированный товар, то им придется озаботиться получением марок, их наклейкой и вводом в оборот.

Вторая особенность этого вида маркировки в том, что при возврате покупателем той же обуви, марка может затеряться. Тогда это уже задача продавца, как эту марку заново получить.

Что нужно предпринимателям для работы в системе маркировки?

Бизнес-процессы каждого участника оборота зависят от его роли в обороте маркированного товара. Однако каждому из них для работы с кодами необходимо перейти на электронный документооборот.

Производителям надо закупить или взять в аренду оборудование для нанесения кодов и научиться их передавать оператору маркировки.

Дистрибьюторы должны приобрести ПО для проверки кодов входящей поставки и их помещению в документы по исходящей поставки.

Розничным продавцам следует убедиться, что их контрольно-кассовая техника считывает код маркировки, помещает его в чек и передает через оператора фискальных данных в систему «Честный знак».

Какие решения возможны для интеграции в систему маркировки?

Внедрение маркировки подразумевает партионный и поэкземплярный учет — идентификация каждой партии и единицы товара на складе.

Для этой задачи есть два решения: доработка существующих в организации учетных систем для поэкземплярного учета и поддержки работы с электронными документами, содержащими коды маркировки (УПД, агрегация, списание), или внедрение параллельных систем учета для маркированного товара без доработки существующих учетных систем.

Для компаний этот выбор сложный, так как у многих из них документооборот учета и продаж товара разделен.

Тем, кто планирует вести собственный учет маркированного товара, потребуются только дополнительные средства интеграции с электронным документооборотом.

Для компаний, избравших для себя путь параллельного учета, стоит вложиться в приобретение готового ПО.

Обязательная маркировка подтолкнет бизнес, в том числе, и малый, к внедрению современных технологий.

В компании «Такском» накоплен большой опыт методологии и автоматизации процессов по работе с маркированной продукцией.

Являясь оператором ЭДО и ОФД, «Такском» предлагает варианты решений для работы с маркировкой, как для крупного бизнеса со сложной IT-инфраструктурой, так и для мелкой розницы, которой требуются простые и недорогие способы автоматизации.

Читайте также:

Как подготовить бизнес к обязательной маркировке товаров? Краткая инструкция
Сколько стоит маркировка для ритейла?
Маркировка и прослеживаемость: в чем отличия этих систем, и что у них общего?
-2