Большая часть мирового океана имеет среднюю глубину в 3 км, 12-ти километровая Марианская впадина была покорена полвека назад, однако современные военные подводные лодки, как правило, имеют предельную глубину погружения 500-600 метров. Почему же так?
Сегодня в мире существуют два рекорда по глубине погружения – в 1985 году советская атомная подводная лодка «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), которая погрузилась на 1027 метров.
Второй рекорд принадлежит российской глубоководной атомной подводной лодке «Лошарик», АС-12 или АС-31, которая была спущена на воду в 2003 году, но до сих пор многие данные по лодке засекречены. По одной информации «Лошарик» может погружаться до 6 км, по другой – до 3 км, но обе глубины – огромны.
Но эти две лодки – только исключение, подтверждающие правило – подводные лодки редко погружаются глубже 500-600 метров.
Чтобы понять, почему батискаф может, а лодка – нет, нужно понимать, что система погружения/всплытия у этих двух подводных аппаратов разная. Если у батискафа это балласт и запас воздуха, подцепляя балласт, батискаф погружается, отработав на глубине и отцепив балласт – всплывает. А вот подводной лодке необходимо многократно менять глубину нахождения под водой, и система с разовым балластом здесь не работает.
Потому подводная лодка имеет балластные цистерны, которые при погружении заполняются забортной водой, а при всплытии продуваются воздухом под давлением.
Так вот, если подводная лодка будет находится на слишком большой глубине, то давления сжатого воздуха не хватит для продувки цистерн, и лодка пойдет ко дну, вместо того, чтобы всплыть. И даже если ее не раздавит огромным давлением, то все равно экипаж обречен, и погибнет от нехватки кислорода.
Вот потому-то и нет глубоководных подлодок, и прочность корпуса здесь – вопрос второй.