В своих материалах я нередко обращаюсь к теме так называемой душевности в произведениях видеоигровой индустрии. С возрастом пришло понимание, что душевность – это именно то, чего я очень сильно хочу от современных игр, помимо интересной истории, героев, за которыми интересно следить, и вменяемого игрового процесса. То есть, совокупность тех составляющих, которые могут вызвать тёплый отклик в душе игрока, зрителя, читателя и кого-угодно ещё. При этом понятие очень эфемерное. Душевность можно только почувствовать. Впрочем, конкретно здесь термин "ламповость" может подойти как нельзя кстати.
Герой сегодняшнего рассказа является результатом творческой деятельности завсегдатаев русских анонимных имиджборд (форумов), которые в действительности являются очень специфическим сегментом интернет-пространства со своим внутренним миром и культурой. Всё верно, на повестке дня – отечественная визуальная новелла "Бесконечное лето", выпущенная студией Soviet Games, изначально состоявшей из энтузиастов с тех самых имиджборд. И про персонажей из той самой культуры. Тернистый путь к релизу в декабре 2013 года занял без малого пять с половиной лет, и за это время первоначальная концепция пережила множество преображений. Но прежде, чем перейти к её непосредственному рассмотрению, немного хочу остановиться на самом жанре.
Визуальная новелла (визуальный роман) – на самом деле крайне пассивный жанр, зачастую требующий от игрока минимального вмешательства в процесс. Это очень сильно напоминает чтение книг с картинками, комиксов или же графических романов: есть много изображений, много текста, и периодически надо нажимать одну-единственную клавишу для дальнейшего продвижения по сюжетной линии. И всё, ведь самая главная загвоздка здесь состоит именно в выборе. В остальном же, читать, читать и ещё раз читать, ну и иллюстрации рассматривать.
Предупреждение: далее следует некоторое раскрытие сюжета, хотя об особо острых моментах я постараюсь умолчать.
А теперь перейду к самой завязке. Молодой человек по имени Семён много лет ведёт одинокий и отшельнический образ жизни. Он не имеет постоянной работы, мало с кем общается в реальной жизни и всё личное время проводит в интернете за общением на таких вот анонимных форумах. Семёна не слишком устраивает это положение вещей, но он находится в апатичном состоянии (если не сказать депрессивном) и не стремится что-то менять, так как просто привык к своей ситуации, и ему проще заниматься самоанализом и размышлениями о неудавшейся жизни, находясь в своеобразной зоне комфорта. Из дома тоже лишний раз старается не выходить. На календаре предположительно декабрь 2008 года.
В один из таких серых дней происходит странное: отправившись на встречу с приятелями из института, Семён садится в автобус с номером 410, где неожиданно для самого себя ухитряется заснуть, а просыпается уже летом, в совсем другом времени и месте – в конце 1980-х годов возле пионерского лагеря "Совёнок". Да и автобус внезапно оказывается другим и абсолютно пустым.
Наш герой долго пытается прийти в себя и осознать новую реальность вокруг. А затем, когда эмоции перестают чересчур захлёстывать, ему ничего не остаётся, кроме как пойти в тот самый лагерь, начать знакомиться с его обитателями и попытаться понять, что же на самом деле с ним произошло. По ходу дела также выясняется, что он ещё и помолодел лет на восемь. Так и начинается мистическая, но по-летнему тёплая и очень увлекательная история протяжённостью в семь игровых дней, последние из которых будут полностью разниться в зависимости от выбранной сюжетной линии (рута). Их здесь также семь, и почти у каждой по две концовки – оптимистичная и не очень.
Большинство же линий завязано на выстраивании романтических (в единичном случае – дружеских) отношений с той или иной девушкой из лагеря, зарабатывании очков, если хотите. Ага, ближайшее окружение главного героя оказывается преимущественно женским. Удобно. Но не стоит думать, что здесь какая-то примитивная гаремная тематика в стиле "собери их всех". У каждой из шести героинь (Славя, Лена, Алиса, Ульяна, Мику и Юля) вырисовывается индивидуальная арка, не похожая на остальные и завязанная именно на ключевых особенностях её личности. Выход на одну арку исключает другие, но всегда можно откатиться обратно. Если Семён предпочтёт не отвлекаться на амурные дела, а "искать ответы" (ну или просто сам всё испортит), то выйдет на собственную линию, которая, как по мне, наименее интересна из всех, да и по продолжительности решительно уступает остальным. Но такая возможность присутствует, и это, конечно же, хорошо. Что интересно, какие-то руты изначально недоступны и могут потребовать одного или нескольких завершённых прохождений. Не буду излишне углубляться в подробности, чтобы ненароком не испортить кому-то впечатления. Мне кажется, что здесь самый правильный подход в том, чтобы пережить всё происходящее самостоятельно, имея на руках минимум информации.
Каждый рут привносит что-то новое в общую историю, поэтому надо проходить их все, чтобы узнать как можно больше. Лично мне не пришлось пожалеть ни об одной минуте времени, проведённого здесь. Из наиболее удавшихся могу выделить руты Лены, Слави, Мику и Юли. В первом случае получаем очень драматичную и напряжённую в эмоциональном смысле арку, которая вполне способна оставить самые сильные впечатления после завершения. Рут Слави гораздо спокойнее и проще, но подкупает атмосферой этакого лёгкого бунтарства в конце. Подсюжет Мику является, наверное, самым неоднозначным из всех имеющихся, отличаясь серьёзным уклоном в сторону, внезапно, хоррора (множество нетипичных для данной новеллы эпизодов в наличии). Ну а арка Юли даёт объяснения по некоторым накопившимся у Семёна (и игрока) вопросам и добавляет вагон новых. При этом всегда остаётся недосказанность, а вместе с ней и множество недокрученных ситуаций, которые уже остаётся додумывать самостоятельно.
Также кое-какие вопросы закрывает бонусный рут "История одного пионера", который показывает нестандартный взгляд на ситуацию со стороны другого персонажа. Этот рут, как и Мику, примечателен моментами, выбивающимися из общей игровой стилистики, но интересен своей альтернативным повествованием. А ещё постоянно выходит гигантское количество дополнительных сценариев от фанатского сообщества, и даже у меня иногда возникает соблазн ознакомиться с какими-то из них.
Нельзя не похвалить местные красивейшие фоны лагерных локаций (да и из настоящего времени), которые так и просятся на рабочий стол, а также симпатичные и забавные сюжетные арты, которые встречаются в особенных сценах. Открывать новые арты – какой-то отдельный вид слегка изощрённого коллекционерского удовольствия. Ещё очень здорово, что всё это удачно гармонирует с ярко выраженной "анимешной" рисовкой персонажей. А музыка. Ох, редко попадаются проекты, из которых хочется сохранить себе весь плейлист. Есть и весёлые, и лиричные, и загадочные, и мрачные, и трагичные композиции. И все они прекрасно запоминаются.
Так в чём же кроется такая невероятная притягательность "Бесконечного лета"? Ответ простой и одновременно обширный: в душевной и тёплой во всех отношениях атмосфере беззаботной и очаровательно наивной юности, когда самым сложным делом является попытка разобраться в причинах попадания в этот мир. Очень трудно воздержаться от проведения параллели с Life Is Strange: те же путешествия во времени (только здесь оно разовое и на куда больший промежуток), так же немного мистики и та же светлая грусть по чему-то прекрасному, но безвозвратно утраченному, пробуждающая необъяснимую теплоту в душе. Здесь разве что в довесок наличествует пионерская атрибутика для создания соответствующего антуража.
А теперь вернусь к слову, упомянутому в заголовке. Депрессии здесь много, начиная от постоянной рефлексии главного героя на тему его полной безысходности жизни и заканчивая некоторыми особо неприятными вариантами развития событий. То есть, он переживает и приличное количество положительных и приятных моментов в этой новой реальности, но при том очень долго остаётся старым собой. Для меня все его самокопания выглядят правдоподобно, если проводить параллель с личным опытом. Осуждать совершенно не собираюсь, ведь переломить себя в сознательном возрасте обычно и вправду запредельно трудно, даже если сильно хочешь. Да и об игре этой узнал тоже далеко не в самый оптимистичный жизненный период. В итоге получилось погрустить, поволноваться, порадоваться, проникнуться и захотеть переживать всё это ещё и ещё. Поэтому отсюда и огромное уважение к тем людям, которые смогли добиться такого мощного результата в, казалось бы, всего лишь визуальной новелле.
***
Для Семёна попадание в этот странным образом обособленный от остального мира лагерь может стать не только шансом исправить ошибки прошлых лет в плане социализации и длительного одиночества, но и в большей степени отличной возможностью переосмыслить жизнь в целом и что-то сделать по-новому. Только если получится всё сделать правильно. У игрока, к сожалению, вряд ли есть хотя бы малая вероятность оказаться в подобных обстоятельствах, но эта история так же может может натолкнуть вас если не на полное переосмысление вашей жизни, то уж точно каких-то её аспектов, чтобы дальше можно было сделать лучше, чем сейчас.
Благодарю за внимание.
Предыдущие материалы:
Как я перестал беспокоиться и полюбил CRPG благодаря Dragon Age: Origins
Life Is Strange: почему иногда следует давать шанс сентиментальным подростковым историям