Что делать пенсионеру, оторванному от активной трудовой деятельности и, стало быть, от обмена мнениями между членами трудового коллектива? От того общения, которое позволяет, сравнивая позиции и взгляды, действия и поступки, прямить свой характер в соответствии со своим нравственным идеалом? Такому пенсионеру тяжело. Он и ищет различные способы (простите за наукообразие) коммуникации, находясь в закрытом пространстве, квартире, чтобы удовлетворить свой запрос хотя бы на виртуальное общение. Например, телевизор, интернет или чтение книг, если это было для него всегдашней необходимостью, хоть в малой степени позволяет ему обеспечить свою внутреннюю потребность на соприкосновения своей мысли с чужой.
Некоторые ТОК-ШОУ были посвящены теме: что есть национальная идея? Время от времени её ставят на телевизионных баталиях, прозванных в народе «КРИЧАЛКАМИ», и все эксперты напропалую умничают по этой серьезнейшей теме, «мудрствуют», если вдруг удается пересилить в крике оппонента, ищут обоснования к своим находкам, и определениям, что такое национальная идея. И если таких рыцарей турнира в этом «клубе веселых и находчивых» не перебьет на полдороге к найденному доводу ведущий, то они могут, пусть и на время, праздновать победу над неудачниками, участвующими в склоке по теме.
Например, одной такой перепалке я отдал время. Мне могут возразить, что не просто отдал, а убил. Может быть, и так, Но что делать пенсионеру в провинции? Не все ж ходить по «Пятерочкам» и «Магнитам» в поисках скидок на «проТУХцию».
Но время, которое я подарил этой перебранке, всё же кое-что мне открыло. Я пришел к выводу, что нынешняя «национальная идея», сведенная к утверждению президента, что её суть заключатся в патриотизме, может народ лишить рассудка. Не потому, что на патриотические качества не надо опираться. Без патриотической опоры при всегдашнем вражеском окружении Отечеству несдобровать. Но эта опора всего лишь одна, и только на неё надеяться нельзя. Что-то нужно иное!
Слушаю, пытаюсь уловить в бесовском хоре что-нибудь путное для себя. И что же нам предлагается? Оказывается, сытые желудки нас спасут, изобилие. Недурственное предложение, конечно. Никто не против того, чтобы экономика процветала, давала бы нам хлеб насущный, всякие услуги развлекали бы наш затхлый дух, весело щекотали бы дряхлеющую «элитную» плоть, все более привыкающую к неуёмному потреблению. Но почему-то натыкаюсь на тяжелый опыт сытой западной Европы, покоренной в два присеста гитлеровским нацизмом. А население этого воюющего континента всегда возводило в ранг национальной идеи сытость и изобилие. Почему им не помогли ни сытость, ни изобилие? А ничуть не сытый, в бытовом плане отсталый СССР, не имеющий в достатке ни туалетной бумаги, ни резиновых калош, вооружившись непостижимо новой национальной идеей, сплотившей людей совершенно разных по национальному признаку, сумел победить самого опасного монстра за время существование человечества – гитлеровский нацизм?
И чем больше приглашенных экспертов склонялись к тому, что суть национальной идеи заключается в сытом кормлении человека, тем больше сопротивлялся мой рассудок. Хотя того достатка и гастрономического, и развлекательного я не имел и не буду иметь хотя бы на уровне приглашенных экспертов на очередное «спектакль» за хорошую мзду посудачить, я не мог себя заставить с ними согласиться. Меня они опускали на четвереньки. Этот обратный процесс эволюции, когда человек приобретает вновь звериный облик и позывы, мне отвратителен. Вспомнились слова великого писателя Максима Горького, которого нынче нарочито забывают: они невыгодны нынешнему господствующему классу и его охранителям:
«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье».
У нас пытаются отнять этот посох, тот идеал, к которому стремилась первая в мире социалистическая цивилизация. Практическое воплощение этого идеала не во всем оказалось безупречным. Но несовершенство действий вождей того времени и самого народа, наметивших путь к избранному идеалу социальной справедливости, не может быть причиной отказа от этого идеала. Путь к высотам, малоизведанным, но зовущим, всегда чреват обрушениями, поворотами, даже временным отказом идти по нему. Но высоты зовут. Они, помимо идеала социальной справедливости, зовут и к нравственному идеалу. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль.
А это возможно только при социализме, где реализация воспитания и самовоспитания в свете избранного нравственного идеала практически осуществима. Подняться с капиталистических, стало быть потребительских, эгоистических четверенек, наша задача. Отнятый посох – великий нравственный, социалистический идеал – необходимо вернуть.
В этом и есть суть национальной идеи.