В вертикальной структуре - как все происходит?
Все эмоции идут сверху.
Скажем, начальник чему-то порадовался. Все равно, какой начальник, и все равно, чему порадовался. Что шутке, что темпам экономического роста. И сразу же вся вертикаль начинает радоваться тому же с удвоенной энергией.
Или наоборот - начальник вначале удивляется (а то и, не дай бог, раздражается). И пошли клочки по закоулочкам! По всей линии начинаются проверки. Причем не вообще, а строго по той теме, которая обозначена сверху. То же самое относится к ситуациям катастроф. Проверят все детские лагеря, чтобы исключить несчастные случаи. Проверят все торговые центры на предмет возгораний или пожарных выходов. Но только их и только по этим конкретным поводам.
Месяц назад российская вертикаль начала удивляться состоянию дел в бюджетной сфере.
Сначала президент провел совещание по ситуации в здравоохранении. Был удивлен зарплатами. Причем когда полгода назад в Приморье ему работники говорили о невысоких зарплатах в промышленности, он тоже удивился, но сослался на предоставленные ему статданные, где все выглядело приличнее. Но поскольку Росстат последний год бросает из огня да в полымя с выкладками об экономическом росте, уровне зарплат и занятости, то веры этим данным убавилось.
Потом премьер-министр провел заседание правительства и долго пытался добиться от вверенных ему руководителей прямого и четкого ответа: почему нацпроекты тормозятся и экономика не растет? Ему отвечали много, подробно. Так, что понять было совершенно невозможно. Но Дмитрий Медведев честно пытался.
Далее, по мере того как удивление спустилось чуть пониже в иерархии, оно начало приобретать оттенок сюрреализма. Позволю себе длинную цитату из сообщения ТАСС:
“Рекомендации по заработным платам педагогов, которые приняты на федеральном уровне, не всегда соблюдаются регионами, ситуация с низкими окладами учителей в ряде учреждений является недопустимой. Об этом в пятницу заявила вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова на встрече с педагогами.
“Высокий уровень совместительства, особенно в сельских населенных пунктах, в отдаленных населенных пунктах, не выдерживает, естественно, рекомендаций, которые принимаются на федеральном уровне. Очень низкие в некоторых учреждениях оклады. Стыдно признаться, есть и 2 тыс., и 4 тыс. руб. Это недопустимая ситуация, но, к сожалению, такое есть”, - сказала она.
Голикова подчеркнула, что те изменения, которые предполагаются в системе оплаты труда врачей, затронут впоследствии и другие сферы, в том числе и общее образование.
“Изучая тему, мы пришли к выводу, что все-таки нужно внести изменения в трудовое законодательство - Трудовой кодекс, в первую очередь - о передаче полномочий правительству или наделении правительства полномочиями по выработке требований к системам оплаты труда, неважно, в какой сфере. Здравоохранение было инициатором в данной теме. И сейчас на примере первичного звена здравоохранения Минтруд пытается разработать подходы к будущей отраслевой системе оплаты труда”, - пояснила она.
Вице-премьер отметила, что тема будет обсуждаться со всеми сферами, работодателями и профсоюзами, поскольку она “очень чувствительна”. “Чувствительна еще и потому, что любое сжатие, любое сокращение и совместительство, безусловно, приводит к серьезным дополнительным ресурсам. Поэтому нужно это аккуратно сделать, посчитать, чтобы не разбалансировать бюджеты регионов, чтобы это не приводило к невыплатам заработной платы там, где нет возможности иметь такие существенные финансовые ресурсы”, - добавила вице-премьер.
Ранее сообщалось, что Минтруд выработает предложения по изменению системы оплаты труда работников сферы здравоохранения до 20 сентября 2020 года”.
В чем анекдот? В том, что Татьяна Голикова является куратором Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. И она с начала 2000-х годов полностью в курсе социально-трудовых проблем на уровне государства. Она неоднократно слышала от стороны профсоюзов перечень претензий и к работе на полторы-две ставки, и к ситуации с заниженными окладами, составляющими около 30% в общей зарплате. И о манипуляциях со статистической отчетностью в регионах зарплатам бюджетников, на которые шли ради псевдовыполнения “майских указов”.
Я думаю, следующими в этой цепочке удивления будут директора школ, ректоры вузов и главврачи поликлиник и больниц. Они внезапно выяснят, что долгое время получали заработную плату, в разы отличавшуюся от зарплат подчиненных.
Более того, когда Минтруд приступит к разработке новой системы оплаты труда, его будут ждать новые удивления. Он внезапно откроет, что лучший вариант этой системы был ликвидирован при создании нынешней. Ему предстоит осознать, что Минфин, лоббировавший нынешнюю систему, просто хотел сэкономить. И это желание никуда не делось. А значит, нужно будет придумать такую систему оплаты труда, чтобы денег в ней хватило и на нужды страховщиков, и на рост зарплат основной части работников. Да так, чтобы бюджетных денег на такое повышение почти не требовалось.
Но в чем я уверен - они справятся! Это мы с такой медициной и здравоохранением - не справимся. И работники этих отраслей - не факт, что справятся. А в возможностях исполнительных органов власти и Росстата я не сомневаюсь…
Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"