Найти тему
Адвокатские истории

О хамстве в судебном процессе.

Хамить в процессе другой стороне – «не айс». Тем более закон требует пользоваться процессуальными правами добросовестно. Но у каждого свое понимание добросовестности, иногда очень хочется похамить, а иногда это даже полезно с точки зрения интересов твоего доверителя. Только делать это нужно очень аккуратно. Тут я согласен с А.Г.Невзоровым, оскорблять – это искусство.

С одной адвокатессой у меня были старые счеты. Ничего особенного. Но накануне дела, о котором я хочу рассказать, мы столкнулись с ней в одном тяжелом имущественном споре в одном из районных судов. Я был юрист зеленый и не сразу понял, что меня тупо имеют в этом процессе. Большое подозрение, что адвокатесса уже все «перекашляла» с судьей, а мне и моему клиенту, кажется, просто устроили на почти целый день жесткую порку, по завершении которой у клиента решением суда отобрали нежилое помещение, до кучи навесили несуществующие долги, да еще и обратили решение к немедленному исполнению. Такого исхода я не ожидал по той простой причине, что предмет иска изменили уже в самом конце (такое тогда дозволялось), но и материальные нормы вообще никак не позволяли проделать такой кульбит. И все это было сделано очень зло и жестко. Я понятно расстроился. Был вымотан и зол. Спустя без малого месяц областной суд решение конечно отменил и в иске отказал. Но злость моя осталась и ждала своего часа.

Тут ко мне обратился знакомый директор одного государственного предприятия. К ним заявили иск о возмещении ущерба. Дело простое, я выстроил хорошую позицию, пришел в суд. А там сидит эта мадам, представляет интересы второго ответчика. Чтоб не вдаваться в лишние подробности, скажу только что ее клиент, являясь работником моего клиента, в нерабочее время в нетрезвом состоянии покатался на грузовике и стал причиной ДТП. Пострадавший заявил требования к двум ответчикам. Моя задача была не спорить с обоснованностью требований истца (смысла нет), а перенавесить все на горе-водителя. Там были определенные проблемы, но мы вошли в процесс. Процесс стал личным состязанием в острословии адвокатов. Судья с большим интересом наблюдал за этим баттлом, мало понимая его причину, но не мешая нам. Мы скользили по острому краю, но не переходили красную черту. Ставки росли, накал рос, мадам допустила ошибку «Перестаньте мне хамить (а кто хамил?), я сама прекрасно умею хамить». «Да мы уже знакомы, я знаю», что-то вроде этого сказал я и сел. Адвокатесса захлебнулась в негодовании. В следующие несколько минут она была в настоящем ауте, приходила в себя, этих нескольких минут хватило. В это время включился судья и стал задавать вопросы ее доверителю и, надо сказать, те, которые нужно, вопросы. А клиент, лишенный помощи адвоката, поплыл и наговорил то, что очевидно не должен был наговорить.

Процесс был выигран. Мораль: сохраняйте самообладание в любой ситуации, гнев плохой помощник.