Автор статьи Александр Лебедев
Что за странный велосипед?
Волна популярности туристических и велосипедов gravel-класса уже как 2-3 года назад охватила Америку и Европу. В России, к сожалению, это очень медленно развивается, хотя просторов для путешествий у нас хоть отбавляй!
Когда я купил свой Marin Four Corners 2019 и выложил его в instagram, мои знакомые стали задавать очень много вопросов:
- Что за старый велосипед?
— Не старый, а велосипед с классической геометрией - А что он такой длинный?
— Длинные велосипеды в туризме ведут себя намного стабильнее и плавнее + на длинном велосипеде можно разместить бОльшую внутрирамную сумку - А зачем багажник спереди?
— Учитывая, что при посадке на велосипеде, большая часть нашего веса приходится на заднее колесо, передний багажник помогает правильно и равномерно распределить вес по велосипеду - Столько сумок, ты что, на край света собрался?
— Да, собрался)
Современный человек в России настолько привык к понятию «Велосипед = MTB», что классический велосипед для него кажется чуждым.
И, прежде чем говорить о истории туринга, давайте разберёмся, что такое туринговый велосипед и какие он имеет особенности.
Что такое туринговый велосипед?
Это специальный класс велосипедов, предназначенный для путешествий и передвижений на огромные расстояния. (p.s. путешествовать можно и на MTB, но комфорт на туринге будет выше и расстояние, которое вы преодолеете, будет намного больше)
Исходя из этих требований, параметры у велосипеда соответствующие:
1. Рама, выполненная из стали с добавками хрома и молибдена, так называемый сплав CroMo 4130, или в простонародье — хромоль. Это высокопрочный сплав, который, в отличие от алюминия "играет". Поездка на велосипеде с хромолевой рамой будет отличаться большим комфортом, чем на алюминиевой. На самой раме множество бонок и креплений, что, несомненно является плюсом для велотуриста
2. Зачастую туринговые велосипеды оснащены рулём типа "баран". Для длинной и комфортной поездки несколько типов хвата будут как нельзя кстати. Данный тип рулей отличается от шоссейных бОльшим разворотом "рогов" во внешние стороны.
На dirt турингах чаще всего можно встретить, так называемый "альтернативный" flatbar, или по-русски — обычный прямой руль, развёрнутый на райдера и с дополнительной перекладиной для размещения сумок, фонарей и пр.
Ещё реже туринговые велосипеды оснащены рулём-бабочкой. Их обычно докупают и устанавливают отдельно, уже, после покупки велосипеда
3. Вилка — ригидная. Вот тут туристические велосипеды очень многие ругают, но давайте разберемся.
Туристический велосипед должен уметь передвигаться по многим типам покрытий таких как плохой асфальт, хороший асфальт, гравийные дороги и легкое бездорожье
Исходя из данного утверждения, логичнее было бы оснащать байки амортизационными вилками, но нет.
Амортизационные вилки имеют 4 недостатка с точки зрения туризма:
а. Вилку необходимо обслуживать, что в полевых условиях очень проблематично
б. Надежность ригидной вилки сильно выше, нежели "мягкой", благодаря более простой конструкции
в. Амортизационная вилка менее практична, на нее нельзя ничего закрепить без специальных крепежей, надежность которых под вопросом. Ригидная же вилка, зачастую имеет от 2-х и больше бонок для крепления всевозможного стаффа
г. Невозможность установки переднего багажника без специальных крепежей, что опять же делает ригидную вилку более предпочтительной для туризма и дальних поездок.
Ригидные вилки для туринговых велосипедов, в большинстве своём имеют дополнительные бонки (от 1 шт.). Если этих бонок по одной на каждой ноге вилки, то они используются для установки переднего багажника. Если же бонок на каждой ноге больше 2, то такие крепления называются Any-cage (сокр. от Anything cage)
4. Диаметр колес зачастую 29" или 700с, что, по сути, является одним диаметром обода с разной толщиной покрышек. Тут всё просто — большая проходимость и больший накат. Если ваши маршруты пролегают, в основном, через автобаны, то предпочтительнее сликовая резина от 700х32 до 700х38с. Если же у вас смешанный тип маршрутов, то стоит рассмотреть покрышки от 29х2.0 до 29х2.3. Если же вы предпочитаете бездорожье, то вам уже не подойдет классический Туринг, стоит присмотреться к "плюсовым" dirt-турингам или Туринговым фэтбайкам.
5. MTB'шная геометрия. Несмотря на то, что туринг без полного боекомплекта из сумок, легко спутать с шоссейным велосипедом, геометрия его ближе к MTB, чем к "шоссейнику". Более низкая подседельная труба, что добавляет удобства в посадке и снижает нагрузку на позвоночник.
История туринга.
Велосипеды-помощники.
С понятием турингового велосипеда разобрались — теперь окунёмся в историю!
Летом в Москве проходила выставка ретро велосипедов, которые стали частью Итальянской культуры. И каково было многообразие велосипедов и каждый со своей историей. Все велосипеды были оригинальные и многим больше 100 лет!
Вот несколько примеров этих велосипедов:
Велосипед переписчика.
Пользовался спросом у людей, которые не умели читать или писать. Переписчик помогал составить договор, прочитать письмо от детей с войны и написать им ответ.
Велорикша — журнальный киоск.
Свежая пресса была мобильной. Очень удобно было приезжать на места массовых мероприятий, или просто туда, где людно, чтобы быстрее продать газеты и журналы— удобно! Скорее всего данная велорикша была прародительницей грузовых прицепов–палаток с прессой, которые были популярны на постсоветском пространстве в конце 80-ых — 90-ых.
Велосипед мастера по перетяжке матрасов.
Данный велосипед можно назвать прародителем мопеда. По сути — это и есть мопед, велосипед с небольшим бензиновым двигателем. По философии он близок к современным электробайкам, которых всё больше появляется в туристическом сегменте. Про один такой мы уже делали пост, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное —> @tourbiketime
Военные походные велосипеды.
Данные экземпляры уже ближе к современной философии туринга — передвигаться на большие расстояния с большим количеством груза. В военное время солдат должен быть брать с собой много вещей, боеприпасы, еду, воду, оружие и велосипед был главным помощником в этом деле. Были так же занятные складные экземпляры с возможностью загрузить на себя и велосипед и груз. Складные велосипеды были удобны для перевоза велосипеда на автомобилях и при желании — на мототехнике.
Вот ещё несколько примеров:
Подведем итог:
После небольшого дискурса в историю велосипеда, мы снова понимаем, что всё новое — хорошо забытое старое)
Современные туристические велосипеды — это доработанный и проверенный временем формат стального велосипеда на 28 дюймовых (700с) колёсах. Более 120 лет назад люди уже пытались приспособить велосипед перевозить большие грузы, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Данная идея переродилась уже в наше время, сохранив философию и свой дух.
Сталь стала качественнее, легче; покрышки стали намного разнообразнее; появилась многоскоростная трансмиссия; сумки, сшитые вручную заменили на продуманный байкпакинг, а вместо бензиновых гибридов появились электробайки.
Согласитесь, не так уж и многое поменялось)
_________________________________
Есть вопросы?
— Комментарии всегда открыты для вас!
Понравилась статья?
— Подпишись на другие наши социальные сети!
Новости в Telegram
Паблик ВКонтакте
Канал на Rutube
Клуб на Strava
Клипы в TikTok
Канал на YouTube
Профиль в Instagram*
Наш промокод tourbiketime даёт:
Скидку 3% у наших друзей в магазинах Double Sports
Скидку 5% у топового ателье handmade сумок Sacra
Нравится формат подкастов? — Слушай нас на всех популярных площадках:
Google Подкасты
Apple Podcasts
Яндекс Музыка
ВКонтакте Подкасты
Spotify Подкасты
*является в РФ экстремистской организацией