Шинопроводы – это оборудование для передачи и распределения электроэнергии на напряжение до 1 кВ, состоящие из неизолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций.
Токопроводы – это линии электропередач, токоведущие части которых выполнены из самонесущих жестких шин для напряжений свыше 1 кВ и гибкого конструкторского исполнения для распределения любых эксплуатируемых напряжений.
Главные задачи шинопроводовных систем – обеспечить передачу переменного и постоянного тока на промышленные, строительные объекты и в других различных отраслях, для выполнения следующих задач:
• Формирование надежной системы распределения электроэнергии по потребителям
• Обеспечение функционирования в распределительных устройствах низкого напряжения
• Соединение силового оборудования
Электроизоляция шинопроводов
Существует три типа изоляции шинопроводов:
· Воздушная изоляция
· Литая изоляция
· Шинопровод типа «сэндвич»
1. Шинный мост c воздушной изоляцией предназначен для работы переменного или постоянного тока, исполнение бывает закрытого и открытого вида.
Недостатки:
• Нестандартные габариты
• Сложности монтажа (применение сварку и квалифицированных специалистов)
• Регулярное техническое обслуживание и контроль
Преимущества:
• Простота и оперативность в обслуживании конструкции (сборка, монтаж)
• Рассчитан на прохождение тока в 6000 А и свыше
• Срок службы до 40 лет
• Низкая стоимость
• Высокая огнестойкость
• Стойкость к коррозии
• Высокая электродинамическая устойчивость
2. Шинопроводы с литой изоляцией изолированы между корпусом и шиной литой эпоксидной смолой и обеспечивают степень защиты IP68. Толщина слоя смолы зависит от уровня напряжения в сети. Используют в неблагоприятных условиях (в химической отрасли, в местах с повышенной вероятностью затопления, крытые и уличные помещения и т. д.).
Недостатки:
• Сложная технология изготовления
• Высокая стоимость изделия
• Высокая электродинамическая устойчивость
Преимущества:
• Степень защиты IP68
• Высокие характеристики взрывоустойчивости
• Устойчивость к ультрафиолету и химическим соединениям
• Допустимая сила тока до 8 000 А
• Высокая теплопроводность
• Повышенная пожаробезопасность, не выделяют при пожаре вредных газов
• Эксплуатация в условиях 100% влажности
• Низкие потери напряжения
• Простота монтажа
3. Шинопровод типа «сендвич» конструктивно представляет собой слои медных или алюминиевых изолированных шин, заключенный в кожух. В полимерной изоляции используют либо воздушную изоляцию шин, либо пленочно-полимерную в определенном количестве слоев.
Применяют в многоэтажных строениях, на промышленных объектах, в торговых комплексах, бизнес-центрах, стадионах и т.д.
Недостатки:
• Небольшой пропускной ток
Преимущества:
• Компактные размеры
• Малый вес секций
• Высокая устойчивость к токам короткого замыкания
• Допустимая сила тока до 6 500 А
• Степень защиты IP68
• Не требует технического обслуживания
• Пожаробезопасность
• Срок службы до 40 лет
• Быстрый и легкий монтаж без использования сварочного оборудования
• Разрешается корректировка трассы, расширение системы, замена сегментов
Электроизоляция токопроводов
При любой схеме и конструкции токопроводов ее работоспособность зависит от надежности электрической изоляции.
Существует три типа изоляции шинопроводов:
· Воздушная изоляция
· Литая изоляция
· Шинопровод типа «сэндвич»
1. Токопровод c воздушной изоляцией обладают электродинамической устойчивостью и надёжностью. Наличие естественной вентиляции увеличивает пропускную способность и не требуют значительных дополнительных затрат. При установке системы принудительной вентиляции показатель в несколько десятков кА номинальной токовой нагрузки может быть значительно превзойден.
Токопроводы имеют пофазную экранировку и междуфазные перегородки, что позволяет существенно снизить вероятность коротких замыканий.
Недостатки:
• Большие габариты
• Сложности монтажа (применение сварку и квалифицированных специалистов)
• Регулярное техническое обслуживание и контроль
Преимущества токопровода этого вида изоляции схожи с аналогичным видом для шинопроводов.
2. Токопровод c литой изоляцией изготовляются по сложной технологии из нескольких стадий. На первом этапе проводник в несколько слоев оборачивают специальной бумагой с эпоксидной пропиткой. В соответствии с классом эксплуатационного напряжения создают полупроводящие слои. Количество и свойства слоев полупроводников зависит от класса устройства. Далее осуществляется фольгированная обертка, сверху которой накладывается экранирующая металлическая сетка. На последнем этапе заливается компаундным составом, высушивается в автоклаве и охлаждается.
Недостатки:
• Высокая стоимость конструкции
• Чувствительны к условиям хранения, перевозки
Преимущества:
• Быстрый и легкий монтаж
• Компактный размер
• Минимальная удельная потеря мощности
• Не требует технического обслуживания
• Компактный размер
• Срок службы до 40 лет
Подводя итоги, существует следующие виды изоляции – литая, воздушная или «сэндвич» типа. Они применимы в определенных областях, где способны проявить свои положительные характеристики, улучшить эксплуатационные преимущества шинопроводов и токопроводов, усилить безопасность.
Источник: http://pitonelectric.ru/news/vidy-izolyatsii-dlya-shinoprovodov