- Маэстро! Многие талантливые актёры рассказывают, что каждый раз выходят на сцену как первый раз. А для вас каждый новый холст как в первый раз?
- Необходимо, чтобы каждый новый холст художник рассматривал как совершенно отдельный мир красок, света и линий, то есть новый холст имеет совершенно новую задачу, не имеющую отношения к предыдущей работе. Что не задумал бы писать художник, задача остаётся одна - оригинально заполнить холст, но органично. На холсте не должно быть излюбленного места или излюбленного предмета. Каждая точка на холсте имеет одинаковую ценность. Работа тотчас теряет ритм, когда нарушается гармония целого. Холст для художника имеет такое же значение, как шахматная доска для игрока. Начинающий всегда испытывает неудобства, не зная, с чего начать работу и обычно сосредоточивается на одном только предмете, совершенно игнорируя всё остальное, окружающее этот предмет, а также размер и форму холста, не заботясь о конструкции всей работы.
- Имеете ли вы план или стратегию исполнения своей творческой идеи?
- А как строить здание без определенного плана, не зная заранее, что получится? Так работа художника начинается уже с того момента, когда он берет в руки готовый холст. Холст имеет размер и определенную геометрическую форму. Готовая форма холста и есть исходная точка его дальнейшей композиционной работы. Если провести через центр вертикальную и горизонтальную линии, то они таким образом свяжут холст в одно целое, а проведя две диагональные линии получится заполнить холст без остатка. Движение линий изменяется в зависимости от изменений размеров холста. Мой принцип - смотреть на холст как на единое целое. Ни на одну минуту художник не должен забывать, что он имеет дело с целым холстом, а не с отдельной его частью.
- А как решать с колоритом и тоном?
- Цвет будет понятен лишь тогда, когда его можно сравнить с другим цветом: теплый с холодным, светлый с темным... Так, если начать писать на чистом белом холсте какой-либо сильно освещенный предмет, то самый яркий светлый цвет будет казаться тёмным и его можно будет видеть лишь тогда, когда он будет окружен более тёмными красками, то есть когда можно видеть отношения одного цвета к другому. Самое нелепое в живописи, когда, например, художник-портретист заканчивает главный предмет отдельно от фона, а самый фон замазывает отработанными грязными красками после. Благодаря этому получаются на холсте два красочных аккорда, не имеющие никакой родственной связи, и портрет выглядит как бы приклеенным на другой холст.
Еще хуже, когда художник меняет фон по своему усмотрению после окончания работы. Темный заменяет светлым, холодный теплым и т.д. Тогда работа окончательно теряет всякий смысл. Начинающий должен приучить себя видеть и работать со всем холстом одновременно, а не с какой-либо его частью. Только таким образом можно контролировать свою работу как одно целое. Иначе он, как слепой, будет двигаться от одной точки к другой, не имея понятия, как он идет и куда. Начинающий художник - это путешественник, отправляющийся в неведомую ему страну. Он должен позаботиться о необходимом ему в дороге багаже. Чем больше он припасёт знаний заблаговременно, тем дальше сможет уйти. Иначе ему с полдороги придётся возвратиться назад за необходимым, потеряв напрасно драгоценное время.