Отношения Китая и Восточной Азии.
На протяжении большей части своей истории Китай был доминирующей страной в Восточной Азии, и международные отношения в этой части мира были, прежде всего, организованы китайцами и на китайском языке. Сам Китай был империей, но международная система, центром которой был Китай, касалась внешних связей империи - ее отношений с остальной частью Восточной Азии.
Для описания этих соотношений иногда используется метафора "солнечной системы". Здесь, Китай - это солнце, вокруг которого циркулируют на своих соответствующих орбитах другие и гораздо меньшие политические образования, расположенные на все больших расстояниях от центра.
Некоторые историки используют термин "сюзеренитет", относящийся к отношениям, в которых "доминирующее государство контролирует международные дела подчиненного государства, в то время как последнее сохраняет внутреннюю автономию".
В то же время, отношения китайцев с соседями на севере и западе страны и с соседями на юге и востоке сильно отличались друг от друга. Первые отношения были организованы в соответствии с так называемой "сухопутной системой", а вторые - в соответствии с "трибьют-системой". Население на севере и западе страны представляет постоянную угрозу. Они были кочевниками, выпасшими своих животных в огромных степях внутренней Азии.
Несмотря на свою экономическую и технологическую отсталость, они имели доступ к самым передовым военным технологиям того времени - быстрым лошадям - и, кроме того, были высококвалифицированными лучниками.
Поскольку рельеф местности был ровным и на пути кочевников было мало природных препятствий, кочевникам было легко совершать набеги на китайские фермерские общины. Иногда они добирались до самой столицы.
Что касается отношений Китая со странами востока и юга, то они гораздо легче поддаются регулированию. Поскольку Гималаи фактически блокировали любое вторжение с юга, военных угроз с этого направления не поступало, а связь велась через океан.
От Кореи, Японии и государств Юго-Восточной Азии китайские императоры требовали дань уважения. Иностранцы должны были регулярно совершать поездки в столицу Китая и преподносить императору подарки. Таким образом, китайцы подтвердили свое мнение о себе. Они действительно были страной в центре мира - "Срединном Королевстве", которому отдавали дань уважения все люди.
Период воюющих государств
Китайский народ любит говорить, что его земля имеет самую долгую непрерывную историю из всех существующих стран, но сама тема этой истории - "Китай", "Среднее Королевство" - со временем значительно изменилась. То, что мы подразумеваем под "Китайским народом", также не совсем ясно.
Люди, которые исторически проживали на территории нынешней Китайской Народной Республики, представляют многие сотни различных этнических групп.
Даже в самом крупном из них - ханьском народе - говорили на нескольких непонятных для всех языках. Лишь во второй половине XIX века стало возможным говорить о китайской "нации", понимаемой как народное сообщество, охватывающее большую часть территории страны.
Что составляло китайца и что давало ощущение единства китайскому народу, так это не государственная власть, а, прежде всего, совокупность общих ритуалов и сезонных торжеств. Эти ритуалы уходят корнями в прошлое.
Первые правители - династия Шанг, 1600-1046 гг. до н.э. - занимались человеческими жертвоприношениями и поклонением предкам. Они также первыми использовали в качестве средства письма иероглифы - гадания, начертанные на так называемых "оракульих костях". Хотя человеческие жертвы вскоре прекратились, поклонение предкам и уникальная китайская письменность сохранились и по сей день.
Во время следующей династии, Чжоу, 1050-7777 гг. до н.э., короли стали более могущественными, а территория, которую они контролировали, значительно возросла.
Цари Чжоу считали себя "Сынами Неба", которым был дан "Мандат Неба" для управления страной. Однако этот мандат может быть отозван любым повстанцем, который сможет продемонстрировать, что он обладает достаточной силой, чтобы захватить власть над государством.
К концу правления династии Чжоу политическая власть начала распадаться, поскольку региональные лидеры, получившие землю от королей, заявили о своей независимости.
В конце концов, возникло семь отдельных государств, которые постоянно воевали друг с другом. Эту эпоху в 475-221 гг. до н.э. называли "периодом враждующих государств". В период воюющих государств Китай был не столько страной, сколько самостоятельной международной системой.
Семь независимых государств занимались традиционными формами силовой политики: заключали союзы, заключали договоры, воевали, по очереди занимали положение самого могущественного государства в системе. Армии были огромными и насчитывали около миллиона человек, и было сказано, что несколько сотен тысяч солдат могут погибнуть в одном сражении.
Неудивительно, что период Воюющих государств является любимым периодом костюмированных драм XXI века на китайском телевидении.