Найти тему
Игорь Боровков

Один из творцов "тридцатьчетверки"

-2
-3

Иван Иванович Брагин является одним из творцов танка Т-34. Талант ученого-металлурга, каким, безусловно, обладал И.И. Брагин, раскрылся в довольно узкой сфере – литейных технологиях в танкостроении и судостроении. До недавнего времени его имя, по объективным причинам, не было широко известным. Виной тому секретность работ, которыми занимался Иван Иванович.

Литейщик от Бога

Иван Брагин родился 1 февраля 1906 г. в селе Чермалык Мариупольского уезда в крестьянской семье. В семь лет он пошел в сельскую 4-х классную школу, а потом поступил в начальное училище. Однако тяжелое материальное положение семьи вынудило парня пойти работать – он устроился счетоводом местного правления товарищества потребительской кооперации, где проработал до 1921 г.

Закончилась Гражданская война, в стране лютовал голод. В 1921 г. отец пятнадцатилетнего Ивана Брагина продал сельский дом, и семья переезжает в Мариуполь. Отец устроился на работу сторожем на Госмельницу, а Иван поступил в профтехшколу, которую успешно окончил три года спустя, получив специальность формовщика-литейщика 5-го разряда. Способного парня оставили при школе в качестве формовщика литейной мастерской. В следующем году Иван Брагин идет работать на производство – в литейный цех Мариупольского машиностроительного завода (дореволюционный завод Мошкевича). Работает по специальности, быстро получает высокий 7-й разряд.

В 1926 г. по комсомольской путевке квалифицированный рабочий Иван Брагин был направлен в Днепропетровский горный институт (в 1930 г. переименован в металлургический институт). В 1930 г. он получил диплом инженера-литейщика. Иван Иванович считал себя учеником известного ученого-литейщика профессора Булгакова.

В начале 30-х, в разгар индустриализации, была провозглашена мобилизация молодежи (в первую очередь комсомольцев и членов ВКП(б)) на работу на ударных стройках стратегических объектов промышленности. Молодой инженер Иван Брагин добровольно записался в распоряжение правления «Новостали», руководившее строительством новых металлургических предприятий. Брагина направили на строительство Кузнецкого металлургического комбината (КМК).

Под руководством П.М. Бидуля Иван Брагин разработал эскизный проект литейного цеха мощностью 70 тыс. тонн в год. Так же он работал консультантом рабочего проектирования литейного цеха. В декабре 1930 г. И.И. Брагин назначается заместителем начальника литейного цеха по строительству и монтажу оборудования. На протяжении 1930 г. он осуществлял технологическую подготовку предпусковых работ этого цеха. Каждая технологическая операция была им рассчитана с точностью до минуты. Иван Иванович несколько суток не был дома, почти не спал – забывался кратким сном на песке у вагранки (печь для плавки чугуна шахтного типа). Четверо комсомольцев работали на строительстве этой печи пятьдесят семь часов без смены!

1 августа 1930 г., на 2 месяца раньше срока, первая вагранка литейного цеха КМК была введена в строй. Во время торжественного митинга по случаю пуска печи, Ивана Брагина качали на руках. Начальником литейного цеха КМК в 1934 г. назначили одного из руководителей его проектировки и строительства – И.И. Брагина.

«Протеже врагов народа»

В 1938 г. на КМК начались репрессии, были арестованы несколько ведущих руководителей предприятия. В заводской многотиражке появилась серия статей, направленных против начальника литейного цеха Ивана Брагина. Якобы он протежировал врагов народа, утратил политическую бдительность… Ивана Ивановича сразу исключили из кандидатов в члены ВКП(б). Не ожидая последующих действий соответствующих органов, он подал заявление об увольнении с комбината. В октябре 1938 г. его заявление было удовлетворено.

По воспоминаниям сына И.И. Брагина Игоря Ивановича, они вернулись в Мариуполь, где жила семья его матери, Марии Ефимовны. Ее отец, Ефим Семенович Пача, работал кузнецом и жил на Новоселовке.

Литая броня для Т-34

«Мариупольский» этап биографии И.И. Брагина продолжается в 1938 г. Он возглавляет технологическое бюро отдела главного механика завода им. Ильича, а в 1940 г. был переведен в отдел главного металлурга – возглавляет бюро (сектор) производства литья специального назначения. Именно этот отдел занимался разработкой технологии и изготовлением броневых корпусов и башен для новых средних танков Т-34. Сохранились чертежи литых танковых башен, подписанные лично Иваном Брагиным, - подтверждение его участия в создании легендарной «тридцатьчетверки».

Накануне войны И.И. Брагин стал преподавателем Мариупольского металлургического института. Он на протяжении 1939-1941 гг. преподавал в институте литейное производство, руководил дипломным проектированием студентов-литейщиков ММИ.

В июне 1941 г. И.И. Брагин был назначен начальником сталелитейного цеха завода им. Ильича и проработал на этой должности до 19 сентября 1941 г. – начала активной фазы эвакуации предприятия на Урал (сталелитейный цех был эвакуирован в Нижний Тагил на Уральский танковый завод (УТЗ)). Главным видом продукции сталелитейного цеха завода им. Ильича было броневое литье, а именно – литые башни для танков Т-34.

На УТЗ (заводе № 183) И.И. Брагин работал заместителем начальника цеха крупного стального литья до марта 1945 г. В феврале 1945 г., по приказу наркома танковой промышленности Малышева, Иван Брагин был откомандирован на Мариупольский металлургический завод им. Ильича. Там он снова возглавляет литейный цех, в котором работает до 1 сентября 1946 г. Осенью 1946-го выдающегося литейщика подкосила болезнь, дало себя знать перенапряжение организма в минувшем десятилетии, когда Брагину доводилось дневать и ночевать на производстве, забывая о сне и еде… Приказом директора завода им. Ильича А.Ф. Гармашова, в июле 1946 г. по собственному желанию И.И. Брагин был уволен с должности начальника литейного цеха.

После отпуска и лечения, И.И. Брагин вернулся на завод им. Ильича на должность заместителя начальника сталелитейного цеха по производству. Не нужно особо акцентировать внимание на характере работ, выполняемых тогда Иваном Ивановичем. Это снова было броневое литье и другие оборонные технологии. Когда Брагин перешел на работу в ЖдМИ, список его научных работ доставлялся в институт фельдъегерской почтой, что красноречиво свидетельствует об уровне секретности проводимых им исследований.

Послевоенная наука

Во второй половине 40-х – в начале 50-х гг. И.И. Брагин сотрудничает с НИИ Госкомитета Совмина СССР по судостроению. Непосредственно работает с доктором технических наук, профессором Ленинградского политехнического института Ю.А. Нехендзи – одним из основателей советской литейной научной школы. Участвует в работах, проводимых 12-м управлением Госкомитета Совмина СССР по оборонной технике, Ленинградским НИИ № 558, филиалом ЦНИИ Министерства судостроительной промышленности СССР (ЦНИИ-48).

В мае 1954 г. И.И. Брагина назначают заместителем главного металлурга завода им. Ильича, а с момента создания на базе механических цехов этого завода нового предприятия – Ждановского завода тяжелого машиностроения (ЖЗТМ) работает на нем главным металлургом (ЖЗТМ создан 26 апреля 1958 г.).

Однако подорванное здоровье и на этот раз не позволило Ивану Ивановичу плодотворно работать на новом месте. В мае 1961 г. по состоянию здоровья Брагин оставляет должность главного металлурга ЖЗТМ4 его назначают заместителем главного конструктора по общему машиностроению.

Работая на ЖЗТМ, И.И. Брагин руководил проектированием различных типов металлургического оборудования: сталеразливочных ковшей, нагревательных печей, конвертеров. Конечно, и работы 50-60-х гг., в которых участвовал Иван Брагин, были связаны с оборонной тематикой, к сожалению, до сих пор находящиеся под грифом «секретно».

Преподаватель ЖдМИ

В июне 1962 г. И.И. Брагин пишет заявление на имя ректора ЖдМИ Н.А. Калошина с просьбой рассмотреть его кандидатуру на замещение вакантной должности доцента кафедры технологии литейного производства. С 25 августа 1962 г. И.И. Брагин, после длительного перерыва, вернулся к преподавательской работе в металлургическом институте. Иван Иванович читает курсы: «История развития и основы литейного производства», «Специальные виды литья», а так же раздел курса по технологии литейного производства – «Стальное литье». Руководит производственной и преддипломной практикой студентов.

Несмотря на большой опыт научной и производственной работы, доцент И.И. Брагин постоянно повышал уровень своих знаний. Интересный факт: в январе-феврале 1973 г., пребывая на стажировке на Волжском объединении по производству легковых автомобилей (АвтоВАЗ), Иван Иванович настолько глубоко вник в технологические особенности этого предприятия, что сумел быстро предложить ряд мер по повышению прочности свода 40-тонных электродуговых печей, уменьшению расхода электродов, рекомендаций по снижению брака отдельных деталей. Таким образом, И.И. Брагин сделал большой вклад не только в разработку и производство оборонной техники, но и обычных легковых автомобилей – известных «Жигулей».

В июле 1977 г. доцент И.И. Брагин пошел на заслуженный отдых, но еще долгое время работал на кафедре литейного производства ЖдМИ, замещая преподавателей, консультируя студентов-дипломников. В это время он продолжал научную работу, получив несколько авторских свидетельств и зарубежных патентов на изобретения (Англии, Бельгии и др.).

И.И. Брагин окончательно покинул преподавание в ЖдМИ только в июле 1985 г. К сожалению, в 1987 г. жизнь литейщика от Бога, одного из создателей легендарного танка Т-34, трагически оборвалась.