Еще относительно недавно, в конце прошлого века и даже в начале двухтысячных на улицах можно было встретить эти потрепанные, сильно изношенные, но еще вполне себе «бегающие» автомобили, отпахавшие к тому моменту нередко более полувека по самым разным дорогам.
Теперь, конечно, этого больше нет. «Победы» ГАЗ-М-20 теперь появляются только на выставках ретроавтомобилей. Владельцы их холят и лелеют, а машины, те, которые еще остались, выглядят обычно как на картинке, так как являются нередко одним из самых любимых и интересных образцов в коллекциях коллекционеров.
Говорят, что сначала эту машину хотели назвать «Родиной», но потом после шуточки Сталина «За сколько «Родину» будем продавать?» быстро переименовали. Это не так. «Родиной» называли эскизы совсем другой машины, той, которая потом станет «Волгой», а М-20 с самого начала был именно «Победой», первым массовым советским автомобилем, который покупали и на котором ездили многие советские граждане, ведь их выпустили в общей сложности более 200 тысяч. Для советского автопрома – очень неплохо, ведь в те времена, когда выпускалась «Победа», личный автомобиль был все-таки больше наградой и роскошью. Средством передвижения она станет не скоро.
«Победа» была крута для своего времени и места. Она и теперь вызывает восторг у любителей ретро, в основном, конечно, пониманием того, сколько пришлось вложить сил, чтобы довести ее до идеального состояния, когда машина выглядит на выставке идеально, как новенькая, только что из магазина.
Интересно, что в свое время «Победа» стала первым советским автомобилем, который поставлялся на экспорт. Эти машины поставляли в Финляндию и Бельгию, где их использовали в таксопарках как «рабочие лошадки».
А еще «Победа» была первой советской машиной, в которой появились такие банальные сейчас вещи как электрический указатель поворота, отопление в салоне, обдув-антизапотеватель лобового стекла. До «Победы» всего этого просто не было. И ездить эта машина могла на самом низкокачественном бензине, в нее можно было без проблем заливать «66-й».
Еще один интересный момент, что даже когда в СССР «Победу» уже перестали выпускать, ее лицензионную версию до 1972 года выпускали в Польше под названием Warszawa.
А в СССР делали кроме основной модификации еще и небольшое количество полноприводных вездеходов и кабриолеты. Открытые «Победы» «счастливые покупатели» после первой зимы нередко переделывали своими силами, отыскивая убитые кузовы и наваривая их. А вездеход М-72, сделанный в годы освоения целины служил для поездок по тем местам, где вместо дорог были направления.
Классная была машина, настоящая звезда и символ своей эпохи.