Премьера фильма на телевидении состоялась в мае 1976 г. Многие кинокритики тут же нарекли ее шедевром. Успех «Старшего сына» обеспечили несколько факторов: в основу легла пьеса известного драматурга Александра Вампилова, а главные роли исполнили начинающие актеры, которые впоследствии стали первыми звездами советского кино: Михаил Боярский, Николай Караченцов, Светлана Крючкова. Но и, конечно, лучшая роль Евгения Леонова.Старший сын" кадр из фильма
Фильм постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств.
Для Николая Караченцова эта роль стала первым успехом в кино. Режиссер фильма Виталий Мельников рисковал, пригласив на главные роли начинающих актеров, но уже с первой встречи понял, что не ошибся в своем выборе, и кандидатуры других претендентов даже не рассматривал. Тандем Боярского и Караченцова на экранах выглядел очень органично, а вот за кадром они не сразу нашли общий язык. Караченцов отказывался участвовать в застольях после съемок, а вот Боярский был не прочь выпить и пообщаться.
Сам Леонов был в восторге и от пьесы, и от сценария, и от съемок, и от своего героя. В письме сыну он признавался:
«Стоит мне сказать себе: «Я – Сарафанов», как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства. Бусыгин, прохвост, назвавшийся его старшим сыном, говорит: «Папаша этот – святой человек». Похоже, ты знаешь, похоже, что святой».
Роль Нины Сарафановой вначале предложили 22-летней актрисе Ларисе Луппиан. Ее пригласили на пробы в фильм, но не утвердили. Однако она по этому поводу не расстраивалась, ведь в итоге получила намного больше: во время съемок они с Михаилом Боярским начали жить вместе, а официально расписались в 1977 г. Во время съемок в «Старшем сыне» Николай Караченцов расписался с Людмилой Поргиной. Оба брака оказались на удивление крепкими, что в актерской среде было редкостью.
На роль Натальи претендовали Маргарита Терехова и Людмила Зайцева, но режиссер без раздумий утвердил Светлану Крючкову, для которой это стало полной неожиданностью
Фильм принес успех еще одному актеру – 20-летнему студенту ГИТИСа Владимиру Изотову, сыгравшему Васеньку. Ему прочили успешную кинокарьеру, однако вскоре после мощного кинодебюта он исчез с экранов. Изотов снялся еще в нескольких фильмах, а потом стал отказывать режиссерам и ушел из театра. О его дальнейшей судьбе не знал никто из его знакомых. Спустя годы стало известно, что актер стал жертвой аферистов, лишился квартиры, ушел в себя и перестал общаться даже с ближайшими родственниками. Его не раз пытались разыскать, но где он сейчас находится, никто не знает.
Некоторый материал взят с сайта Kulturologia.ru
Уважаемые читатели, жду ваших комментариев.