Найти тему
О куклах с любовью

История кукол бжд: от древности до наших дней. Ч. 2

Во второй части статьи мы проследим за эволюцией кукольных шарниров в XIX и начале XX вв.  

А первая здесь.

3. XIX ВЕК – начало XX

В начале XIX века куклы всё ещё делались из дерева. Франция, раздираемая революциями, уже не могла поддерживать модное производство, поэтому кукольную эстафету подхватили соседние страны. Шикарные пандоры вместе с ушедшей королевской династией уступили место более доступным шарнирным куклам гроднерталь или «датским куклам».

Кукла гроднерталь. Фото ©?
Кукла гроднерталь. Фото ©?

Это были куколки, вырезанные из цельного куска дерева, с характерной причёской: высоким узлом, закреплённым гребнем. Куклы продавались без одежды. Их будущие владельцы сами мастерили куклам платья и аксессуары из того, что могли достать. 

Семейство кукол гроднерталь. Германия, около 1840 г. . Фото ©?
Семейство кукол гроднерталь. Германия, около 1840 г. . Фото ©?

Вначале шарниры куклам гроднерталь делали довольно простые: закреплённые деревянными щепочками. Наверняка, эти куклы стоили дешевле и предназначались для игры. Но мастера постоянно предпринимали попытки улучшить конструкцию шарниров. У двух кукол ниже, шарниры выглядят уже более аккуратно, а в локтях и бёдрах – нечто, похожее на прообраз шарикового шарнира.

Деревянная кукла 64 см. Германия, 1810 г. Фото ©?
Деревянная кукла 64 см. Германия, 1810 г. Фото ©?

Такие куклы могли так же служить фэшн-куклами, игрушками для взрослых и украшением интерьера. Стоили они, естественно, дороже.

Деревянная кукла с усовершенствованным шарнирным механизмом. Германия, начало XIX в. Фото ©?
Деревянная кукла с усовершенствованным шарнирным механизмом. Германия, начало XIX в. Фото ©?

Но настоящий рывок в истории шарнирных кукол произошёл с переходом от ручного труда к массовому производству. Это случилось благодаря промышленной революции и изобретению парового двигателя. Что изменило весь уклад жизни людей, не только производство кукол.

 Обратите внимание: шарниры уже более анатомичны:

Кукла 43 см высотой. Голова, грудная пластина из бисквита, тело деревянное. 
И у этой куклы есть дополнительный шарнир в талии. Леон Казимир Брю. Франция, 1872 г. Фото ©?
Кукла 43 см высотой. Голова, грудная пластина из бисквита, тело деревянное. И у этой куклы есть дополнительный шарнир в талии. Леон Казимир Брю. Франция, 1872 г. Фото ©?

В том же XIX веке новые способы производства дополнялись новыми материалами. Европейские мастера, наконец, раскрыли секрет фарфора. А чтобы он был более матовым и больше походил на человеческую кожу, его не глазировали. Неглазурованный фарфор получил название «бисквит». Обычно голова куклы, руки и ноги куклы делались из фарфора (бисквита), а тело из дерева. 

На фото хорошо показаны возможности движения:

Кукла 39 см. Голова, грудная пластина, руки и ноги из бисквита.Туловище из дерева.  
Голова Francois Gaultier Poupee. Тело Emile Jumeau. Франция, 1870 г. Фото ©?
Кукла 39 см. Голова, грудная пластина, руки и ноги из бисквита.Туловище из дерева. Голова Francois Gaultier Poupee. Тело Emile Jumeau. Франция, 1870 г. Фото ©?

Конечно, при таком строении, куклы были хрупкими и по-прежнему дорогими. В основном, они служили манекенщицами для демонстрации модных нарядов, украшением интерьера и подарками. Вы богатых семьях таких кукол дарили детям, но вряд ли дети могли насладиться игрой с ними. 

Кукла 45 дюймов, голова Francois Gaultier Poupee, тело Jumeau Bebe. Франция, 1870-е гг. Фото ©?
Кукла 45 дюймов, голова Francois Gaultier Poupee, тело Jumeau Bebe. Франция, 1870-е гг. Фото ©?

В 1851 году на Всемирной выставке в Париже была представлена японская кукла госё-нингё. Кукла-ребёнок, традиционная для японского кукольного ремесла. Это была деревянная кукла, покрытая специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун», который придаёт дереву белый цвет, похожий на цвет кожи. Считается, что именно она повлияла на дальнейшее развитие европейских кукол.

Кукла 43 см, с 4 точками артикуляции: бёдра, колени, стопы и кисти. Япония, около 1850 г. Фото ©?
Кукла 43 см, с 4 точками артикуляции: бёдра, колени, стопы и кисти. Япония, около 1850 г. Фото ©?

В 1880 году Леон Казимир Брю разработал куклу-девочку т.н. Bebe Modele с деревянным телом с 13 точками артикуляции. Кукла умела двигать головой, поднимать руки в плечах ив бёдрах, сгибать в локтях и коленях, поворачивать запястья и стопы. Это сейчас коллекционерам кукол привычна такая артикуляции, а в то время это была настоящая революция. Обратите внимание: шарниры в бёдрах и коленях сделаны так, что кукла может сидеть с вытянутыми ногами и согнуть ноги почти на 90°.

Возможности движения куклы Bebe Modele, Леон Казимир Брю. Франция, 1880 г. Фото ©?
Возможности движения куклы Bebe Modele, Леон Казимир Брю. Франция, 1880 г. Фото ©?

Хотим показать ещё одну редкую куклу из Японии, которая датируется 1890 г. Эта кукла с тремя шарнирами, но наше внимание привлекло другое. В приданое к кукле прилагались несколько париков, которых можно было поменять. Не это ли прообраз кастомизации кукол бжд?

Деревянная кукла высотой 46 см, покрытая гофуном. Около 1890 г. Фото ©?
Деревянная кукла высотой 46 см, покрытая гофуном. Около 1890 г. Фото ©?

Для того, чтобы устройство тела подобных кукол было более понятно, посмотрите на фотографию ниже. Благодаря своим шарнирам в талии, бёдрах, коленях и стопах, кукла могла стоять и сидеть на коленях.

Фэшн-куклы, вырезанные из дерева с тремя штифтовыми шарнирами. Высота 33 см. Япония, 1900 г. Фото ©?
Фэшн-куклы, вырезанные из дерева с тремя штифтовыми шарнирами. Высота 33 см. Япония, 1900 г. Фото ©?

В конце XIX века дорогие куклы французского производства постепенно стали замещаться немецкими куклами: менее художественными, но более доступными. Деревянные тела заменились на композитные. Композит представляет собой материал из смеси клея и опилок; он довольно прочный и лёгкий по сравнению с деревом. 

Композитные тела для кукол. Германия. Начало XX в. Фото ©?
Композитные тела для кукол. Германия. Начало XX в. Фото ©?

Изобретение пластика в середине XX века подвинуло вперёд кукольную индустрию, но сместила акценты. Процесс производства удешевился, куклы перестали быть предметом роскоши. Теперь производители кукол ориентировались на детей. Модели стали упрощёнными: знакомые нам куклы с «классическими» 5 точками артикуляции, негнущимися ручками и ножками. 

Но куклы со сложными шарнирами не исчезли.

4. XX в. Ханс Беллмер

Только теперь мы подобрались к непосредственно бжд, т.е. куклам с именно шариковыми шарнирами. Считается, что импульс для их создания дал немецкий художник-авангардист Ханс Беллмер.

В 1930-е годы совместно с Лотте Притцель он создал несколько невероятно реалистичных, но деформированных кукол. В 1934 г. вышел фотоальбом Ханса Беллмера «Кукла» (Die Puppe).

Фото кукла. Беллмер
Фото кукла. Беллмер

На 18 сюрреалистичных фотографиях мы видим куклы-девушек, деформированных, разрушающихся, склеенных из странных частей в странных сочетаниях. Не будем здесь обсуждать причины, побудившие художника это сделать.

Фото кукла. Беллмер
Фото кукла. Беллмер

Заметим лишь, что для выражения мыслей и чувств Беллмеру понадобилось чрезвычайно реалистичная модель девушки. Для достижения этой максимальной реалистичности Беллмер создавал своих кукол с шариковыми шарнирами.

Фото кукла. Беллмер
Фото кукла. Беллмер

Как вам Беллмер?