Во второй части статьи мы проследим за эволюцией кукольных шарниров в XIX и начале XX вв.
А первая здесь.
3. XIX ВЕК – начало XX
В начале XIX века куклы всё ещё делались из дерева. Франция, раздираемая революциями, уже не могла поддерживать модное производство, поэтому кукольную эстафету подхватили соседние страны. Шикарные пандоры вместе с ушедшей королевской династией уступили место более доступным шарнирным куклам гроднерталь или «датским куклам».
Это были куколки, вырезанные из цельного куска дерева, с характерной причёской: высоким узлом, закреплённым гребнем. Куклы продавались без одежды. Их будущие владельцы сами мастерили куклам платья и аксессуары из того, что могли достать.
Вначале шарниры куклам гроднерталь делали довольно простые: закреплённые деревянными щепочками. Наверняка, эти куклы стоили дешевле и предназначались для игры. Но мастера постоянно предпринимали попытки улучшить конструкцию шарниров. У двух кукол ниже, шарниры выглядят уже более аккуратно, а в локтях и бёдрах – нечто, похожее на прообраз шарикового шарнира.
Такие куклы могли так же служить фэшн-куклами, игрушками для взрослых и украшением интерьера. Стоили они, естественно, дороже.
Но настоящий рывок в истории шарнирных кукол произошёл с переходом от ручного труда к массовому производству. Это случилось благодаря промышленной революции и изобретению парового двигателя. Что изменило весь уклад жизни людей, не только производство кукол.
Обратите внимание: шарниры уже более анатомичны:
В том же XIX веке новые способы производства дополнялись новыми материалами. Европейские мастера, наконец, раскрыли секрет фарфора. А чтобы он был более матовым и больше походил на человеческую кожу, его не глазировали. Неглазурованный фарфор получил название «бисквит». Обычно голова куклы, руки и ноги куклы делались из фарфора (бисквита), а тело из дерева.
На фото хорошо показаны возможности движения:
Конечно, при таком строении, куклы были хрупкими и по-прежнему дорогими. В основном, они служили манекенщицами для демонстрации модных нарядов, украшением интерьера и подарками. Вы богатых семьях таких кукол дарили детям, но вряд ли дети могли насладиться игрой с ними.
В 1851 году на Всемирной выставке в Париже была представлена японская кукла госё-нингё. Кукла-ребёнок, традиционная для японского кукольного ремесла. Это была деревянная кукла, покрытая специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун», который придаёт дереву белый цвет, похожий на цвет кожи. Считается, что именно она повлияла на дальнейшее развитие европейских кукол.
В 1880 году Леон Казимир Брю разработал куклу-девочку т.н. Bebe Modele с деревянным телом с 13 точками артикуляции. Кукла умела двигать головой, поднимать руки в плечах ив бёдрах, сгибать в локтях и коленях, поворачивать запястья и стопы. Это сейчас коллекционерам кукол привычна такая артикуляции, а в то время это была настоящая революция. Обратите внимание: шарниры в бёдрах и коленях сделаны так, что кукла может сидеть с вытянутыми ногами и согнуть ноги почти на 90°.
Хотим показать ещё одну редкую куклу из Японии, которая датируется 1890 г. Эта кукла с тремя шарнирами, но наше внимание привлекло другое. В приданое к кукле прилагались несколько париков, которых можно было поменять. Не это ли прообраз кастомизации кукол бжд?
Для того, чтобы устройство тела подобных кукол было более понятно, посмотрите на фотографию ниже. Благодаря своим шарнирам в талии, бёдрах, коленях и стопах, кукла могла стоять и сидеть на коленях.
В конце XIX века дорогие куклы французского производства постепенно стали замещаться немецкими куклами: менее художественными, но более доступными. Деревянные тела заменились на композитные. Композит представляет собой материал из смеси клея и опилок; он довольно прочный и лёгкий по сравнению с деревом.
Изобретение пластика в середине XX века подвинуло вперёд кукольную индустрию, но сместила акценты. Процесс производства удешевился, куклы перестали быть предметом роскоши. Теперь производители кукол ориентировались на детей. Модели стали упрощёнными: знакомые нам куклы с «классическими» 5 точками артикуляции, негнущимися ручками и ножками.
Но куклы со сложными шарнирами не исчезли.
4. XX в. Ханс Беллмер
Только теперь мы подобрались к непосредственно бжд, т.е. куклам с именно шариковыми шарнирами. Считается, что импульс для их создания дал немецкий художник-авангардист Ханс Беллмер.
В 1930-е годы совместно с Лотте Притцель он создал несколько невероятно реалистичных, но деформированных кукол. В 1934 г. вышел фотоальбом Ханса Беллмера «Кукла» (Die Puppe).
На 18 сюрреалистичных фотографиях мы видим куклы-девушек, деформированных, разрушающихся, склеенных из странных частей в странных сочетаниях. Не будем здесь обсуждать причины, побудившие художника это сделать.
Заметим лишь, что для выражения мыслей и чувств Беллмеру понадобилось чрезвычайно реалистичная модель девушки. Для достижения этой максимальной реалистичности Беллмер создавал своих кукол с шариковыми шарнирами.
Как вам Беллмер?