Психоанализ обладает большой объясняющей силой и пониманием поведения, но его обвиняют только в объяснении поведения после события, а не в предсказании того, что произойдет заранее, и в том, что он не может быть фальсифицирован.
Некоторые утверждают, что психоанализ приближается к статусу скорее религии, чем науки, но не только в том, что его обвиняют в недостоверности (эволюционная теория тоже - почему такова она? Потому что так сложилось!) и как теории, которые трудно опровергнуть, существует вероятность того, что это действительно так.
Kline (1984) утверждает, что психоаналитическая теория может быть разбита на тестируемые гипотезы и научно проверена. Например, Scodel (1957) постулировал, что мужчины с оральной зависимостью предпочитают более крупные груди (положительная корреляция), но на самом деле обнаружил обратное (отрицательная корреляция).
Хотя фрейдистская теория может быть использована для объяснения этого вывода (через формирование реакции - субъекта, показывающего прямо противоположность их бессознательных импульсов!), Клайн, тем не менее, указал, что теория была бы опровергнута несущественной корреляцией.
Поведение имеет скудные (т.е. экономичные/сокращающие затраты) теории обучения, использующие несколько простых принципов (усиление, формирование поведения, обобщение и т.д.) для объяснения широкого спектра поведения от овладения языком до морального развития.
Он выдвигал смелые, точные и неопровержимые гипотезы (такие как закон действия Торндике) и обладал твердым ядром центральных предположений, таких как детерминизм из окружающей среды (только когда это предположение столкнулось с подавляющей критикой со стороны теоретиков когнитивных и этиологических теорий, парадигма/ модель поведения была свергнута).
Поведенители твердо верили в научные принципы детерминированности и упорядоченности и, таким образом, делали достаточно последовательные прогнозы о том, когда животное может отреагировать (хотя они признавали, что идеальное предсказание для любого человека невозможно).
Бихевиористы использовали свои предсказания, чтобы контролировать поведение как животных (голубей, обученных распознавать спасательные жилеты), так и людей (поведенческая терапия), и действительно Скиннер в своей книге Walden Two (1948) описал общество, контролируемое в соответствии с принципами бихевиоризма.
Когнитивная психология - использует научный подход к ненаблюдаемым психическим процессам путем продвижения точных моделей и проведения экспериментов на основе поведения для их подтверждения или опровержения.
Полное понимание, прогнозирование и контроль в психологии, вероятно, недостижимы из-за огромной сложности воздействия окружающей среды, умственных и биологических факторов даже на самое простое поведение (т.е. все посторонние переменные не поддаются контролю).
Таким образом, вы увидите, что нет простого ответа на вопрос: "Является ли психология наукой?". Но многие подходы психологии соответствуют общепринятым требованиям научного метода, в то время как другие представляются более сомнительными в этом отношении.
Альтернативы научному подходу
Однако некоторые психологи утверждают, что психология не должна быть наукой. Существуют альтернативы эмпирике, такие как рациональные исследования, аргументы и убеждения.
Гуманистический подход (еще одна альтернатива) ценит частный, субъективный сознательный опыт и выступает за отказ от науки.
Гуманистический подход утверждает, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие и субъективное восприятие мира человеком. Поэтому Карл Роджерс и Маслоу не придавали большого значения научной психологии, особенно использованию научной лаборатории для изучения поведения как человека, так и других животных.
Субъективный опыт человека в мире является важным и влиятельным фактором на его поведение. Только взглянув на мир с индивидуальной точки зрения, мы сможем понять, почему они ведут себя именно так. Именно на это нацелен гуманистический подход.
Гуманизм - это психологическая перспектива, которая делает акцент на изучении человека в целом. Гуманистические психологи смотрят на поведение человека не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, ведущего себя подобающим образом. Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с его внутренними чувствами и самооценкой.
Миллер (1969) в "Психологии как средстве повышения благосостояния человека" критикует контрольный взгляд психологии, предлагая, что понимание должно быть главной целью предмета как науки, поскольку он спрашивает, кто будет осуществлять контроль и чьи интересы будут им служить?
Гуманистические психологи отвергли строгий научный подход к психологии, считая его дегуманизирующим и неспособным передать богатство сознательного опыта.
Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был отрицательной реакцией на доминирование бихевиористского подхода в психологии Северной Америки.
Взгляды на поведение с позиции здравого смысла
В каком-то смысле каждый из нас психолог. Это не означает, что каждый прошел формальную подготовку для обучения и получения психологической подготовки. У людей есть здравый смысл взглядов на мир, на других людей и на себя. Эти здравомыслящие взгляды могут основываться на личном опыте, на нашем детском воспитании, на культуре и т.д.
Люди имеют здравые представления о причинах своего собственного поведения и поведения других людей, о личностных характеристиках, которыми они обладают, о том, что другие люди должны делать, как воспитывать своих детей, и о многих других аспектах психологии.
Знания о здравом смысле неформальные психологи приобретают достаточно субъективно (т.е. ненадежно) и анекдотично. Здравый смысл взглядов на людей редко основывается на систематических (т.е. логических) доказательствах, а иногда и на единичном опыте или наблюдениях.
Расовые или религиозные предрассудки могут отражать то, что кажется здравым смыслом внутри группы людей. Однако предрассудки редко соответствуют реальному положению дел.
Таким образом, здравый смысл - это то, что каждый человек использует в своей повседневной жизни, направляет решения и влияет на то, как мы взаимодействуем друг с другом.
Но поскольку она не основана на систематических доказательствах или не основана на научных исследованиях, она может вводить в заблуждение и приводить к несправедливому и дискриминационному обращению одной группы людей с другими.