Найти тему

Почему авто не делают из пластика?

Оглавление

Очень хороший ответ на этот вопрос мне удалось найти, листая старые страницы.

В одной статье 37 лет назад писали про автомобили из пластмассы и почему они недоступны.

Авто из "Лего". Источник Яндекс Картинки
Авто из "Лего". Источник Яндекс Картинки

Понятно, что сама идея производства подобных автомобилей связана, в первую очередь, с борьбой с коррозией.

Возможно, есть другой повод задуматься о применении пластмассовых деталей для автомобиля - это экономия горючего за счёт облегчения веса автомобиля.

И кажется, что ничто не может помешать серийно выпускать автомобили из полимерных материалов, а так же запчасти к ним.

Но есть несколько причин, которые являются преградой на пути к "лёгкому машиностроению".

Источник Яндекс Картинки
Источник Яндекс Картинки

Первая причина - психологический барьер. 

Я думаю, что у многих больше доверия к металлу, нежели к пластику, если мы говорим о деталях автомобилей, в нашем случае. Особенно это было ощутимо в годы времен СССР.

Я так говорю, потому что в современном мире во времена новых технологий нам проще поверить в надёжность пластиковой конструкции. Однако, если нас смогут всё же убедить в её надёжности.

Правда, уже в советское время (статья 1982 г.) сказано о прочности пластмасс.

Между тем на основе пластмасс уже созданы композиционные материалы, по удельной прочности (отношению прочности к удельному весу) значительно превосходящие сталь. Это означает, что пластмассовая деталь получится существенно прочней при одинаковом весе со стальной или значительно легче при одинаковой прочности (а это важнее).

Фирма "Торнелл" в 80-х изобрела углепластиковый карданный вал.

Он вдвое легче стального, меньше по габаритам, создаёт меньше вибраций, может передать крутящий момент с большими угловыми скоростями.

Но, как видим, наверное, "не прижилось".

Вторая причина, почему приоритет отдаётся металлу, а не пластику - это недолговечность последнего.

Если сравнивать пластик и металл, то, например, через 10 лет полимер может снизить свои свойства под перепадом температур, на воздухе и солнце больше, чем металл, который поддаётся коррозии.

Но можно найти выход из ситуации.

В последние несколько десятков лет у автомобилей стал всё более выражен моральный износ. То есть в среднем каждые пять лет, в наши дни и чаще, предлагаются на рынке новые модели.

Реклама нас активно агитирует чаще менять автомобиль.

 И следом возникает третья очевидная причина - чем материал лучше, тем он дороже.

В 80-х фирма Форд для проверки новых технических решений и обкатки новых материалов разработала и смонтировала легковой автомобиль, почти полностью выполненный из композита, упрочнённого углеродным волокном.

Только вот стоимость эксперимента по тем временам обошлась в 3,5 млн. долларов!

В другом примере фирма "Лотос" произвела на свет три штучных автомобиля из пластмассы - "Престиж", "Успех", "Элит". Они собраны вручную, а их стоимость "поражает воображение"!

Хочу отметить, что, оказывается, эта же "фирма в то время производила стеклопластиковые машины с индивидуальной подгонкой по антропометрическим данным для Марио Андретти - чемпиона мира в классе автомобилей Формула - 1".

Получается, что штамповать металл выгоднее, но отпрессовать пластмассу проще, чем фрезеровать.

Вот поэтому и стали появляться постепенно некоторые пластиковые детали у автомобилей. Бампера, например.

Вывод напрашивается сам собой.

На мой взгляд, основная причина, почему не производят автомобили из пластмассы массово - это их высокая цена.

А более дешёвый пластиковый автомобиль долго не прослужит, да и по безопасности он, мягко говоря, ненадёжен.

Мне почему-то вдруг вспомнился ё-мобиль...Он, говорят, из пластика.

Интересно, будет ли ё-мобиль когда-нибудь доступным автомобилем?

Если есть кому что добавить из личного опыта и знаний, пишите в комментариях - обсудим.

Полезно знать полезное всем!☝️

По материалам журнала "Наука и жизнь" 01 1982 г.

Авто
5,66 млн интересуются