Издревле повелось так, что от самого начала "призвания варягов", русские земли находились на стыке двух цивилизаций - западной и восточной. Такое географическое расположение имело свои плюсы: культурный обмен, выгодная торговля, широкие дипломатические связи. Но во всём этом был один большой минус - любой натиск азиатских кочевников первыми принимали русские княжества. Так было с печенегами, так было с половцами, и так случилось с монгольским вторжением, оставшимся в истории России как "нашествие Батыя".
К моменту вторжения 1237 года в русские княжества, войско Батыя являлось, пожалуй, сильнейшим в мире. Батыю от великого деда Чингисхана досталась огромная военная машина с железной дисциплиной, умелыми военачальниками, передовой тактикой и стратегией, огромным опытом ведения боевых действий, и пожалуй, самое манёвренное - в монгольском войске не полагалось находиться пешим воинам, если такой находился - его с позором выгоняли.
Русские князья к тому времени уже имели печальный опыт столкновения с монголами. За 14 лет до этого они проиграли монголам битву на Калке в 1223 году. Многих русских князей тогда постигла горькая участь позорной смерти под помостом, на котором монгольские военачальники устроили пир в честь победы над "урусами". Но данное поражение ничему не научило князей - они не смогли извлечь уроков из итогов этой битвы и понять главного - сила русских в единстве. И когда поздней осенью 1237 года войско Батыя уже входило в русские земли, никому из русских князей не пришло в голову встать плечом к плечу с остальными товарищами и вместе встретить врага. Вместо этого каждый князь втайне надеялся, что сам единолично сумеет отбиться от монголов, а затем присоединит к своим владениям другие ослабленные нашествием княжества. Также они надеялись на крепкие стены своих городов, полагая что степняки не умеют штурмовать города. Но они не знали, что монголы уже имели опыт взятия десятков китайских и среднеазиатских городов. Беспечность князей стоила жизни тысячам простых русских людей. И первыми удар монгольского копыта почувствовала на себе Рязанская земля, к тому времени уже обречённая на гибель и разорение.
Незадолго до прихода Батыя, рязанский князь успел отправить в Чернигов своего человека - Евпатия Коловрата (в летописях он упоминается как Евпатий Неистовый) - с целью привести к стенам Рязани подмогу, надеясь что черниговцы не оставят своих соседей без помощи. Историки до сих пор спорят о том, был ли этот человек в реальности или же он всего лишь плод народного творчества. Но как бы ни было - память о нём живёт до сих пор.
Евпатий прибыл в Чернигов и пытался уговорить черниговского князя привести свои полки на подмогу рязанцам. Летописи говорят, что Евпатий забыл о гордости, ведь на кону была судьба родного города и всех русских земель. Он отчаянно просил черниговского князя помочь рязанским братьям, но тот остался глух к мольбам рязанского воеводы, разрешив ему лишь собрать "охочих людей" (добровольцы), если таковые найдутся. В скором времени черниговский князь очень пожалел о своей недальновидности и о том, как сильно он недооценил противника.
Рязань продержалась 5 дней. Когда Евпатий с небольшой дружиной вернулся в родной город, то обнаружил лишь пепелище и мёртвые тела. Собрав вокруг себя немногих выживших, он принял решение незамедлительно напасть на монгольское войско и бросился вдогонку за ордой Батыя. До сих пор нет единого мнения о том, какими были силы его дружины. Многие сходятся во мнении, что она насчитывала около 1,5 тысячи воинов. Сам Евпатий к тому времени был уже опытным и закалённым в боях воином.
Очень скоро русским витязям удалось догнать арьергард монголов и разбить его. В скором времени слухи о нём дошли до самого Батыя, который был изумлён мужеством русских воинов и их предводителя, осмелившегося с горсткой воинов атаковать целую армию. Батый приказывает своему двоюродному брату Ховдорул-хану разбить отряд Евпатия, а его самого привести к нему живым. Но выполняя поручение Батыя Ховдорул-хан погиб, причём от руки самого Евпатия. Обеспокоенный Батый послал к Евпатию гонцов с вопросом: "Чего хотят русские багатуры?". Ответ был обескураживающим: "Умереть!". И тогда монголы начали настоящую охоту за отрядом Евпатия.
Некоторое время рязанскому воеводе удавалось ускользать от монголов, применяя тактику партизанских действий - внезапные короткие атаки и быстрое отступление. Но в скором времени монголы все же настигли его дружину и окружили. Летописи говорят, что воины Евпатия построились стеной и отбили все атаки противника. Монголы же поняв, что в рукопашной схватке им грозят лишь огромные потери, решили сменить тактику. Они подвели метательные орудия, которые им строили китайские инженеры, находившиеся в их войске, и уже с их помощью перебили воинов Евпатия. Восхищенный мужеством и стойкостью "урусов" Батый велел отпустить выживших людей рязанского воеводы, сказав что будь у него такой воин, то он "держал бы его у самого своего сердца".
До сих пор неизвестно, где похоронен Евпатий. По одной из версий, в знак уважения к погибшему врагу, Батый велел каждому из своих воинов положить по одному камню на тело павшего русского витязя, и вскоре над его телом вырос целый курган. По другой же версии, Евпатий Коловрат был похоронен в Рязанском соборе в 1238 году. Как бы там ни было, он оставил о себе добрую память, и до сих пор является примером доблестного защитника родной земли для будущих поколений всего русского народа.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях. Будет ещё много интересных публикаций! До новых встреч!