Найти тему
Любовь Жаркова

Огромное небо одно на двоих

Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

На Земле живет много людей. И каждый интересен по-своему. Но в жизни всегда найдется место подвигу. Или встрече с подвигом.

Это случилось в 1972 году. После второго курса института я записалась в студенческий строительный отряд - ССО. Наш отряд поехал на Всесоюзную стройку Хребтовая - Усть-Илим. Она тогда уже близилась к завершению. Наш отряд назывался "Лена" и состоял только из девушек. Мы квартировались рядом с городом Усть-Кут. От Иркутска до Усть-Кута мы летели на самолете АН-24. Летели 2 часа и на протяжении всего полета под крылом нашего самолета была бескрайняя тайга. Ни одной даже малюсенькой поляночки - сплошные заросли леса. Глядя на этот пейзаж, было ощущение бескрайности и мощи. А еще было страшно. Если кто-то заблудится там, то уже никогда не выберется. И найти его будет невозможно.

Поселились мы в больших палатках, в которых были установлены железные кровати - койки. В нескольких километрах от нас разместились еще два отряда, из Харькова и Ленинграда. Но там были только юноши. Они собственно и строили дорогу. Укладывали шпалы и рельсы. А мы работали на сезонном кирпичном заводе. Технология там была еще 19-го века. Первое время с непривычки очень уставали. Но потом стало по-легче. После работы вечерами купались в реке Лена. Лето в тот год было солнечным и жарким. Я и моя подруга Санька подружились с местными подростками, пацанами 12-14 лет. Мальчики были не просто веселыми, но и вопросы от них сыпались как из рога изобилия. Нас называли тетями, что смешило нас с Санькой. Но мы не возражали против такого обращения. Они появлялись в лагере уже после ужина. Водили нас по городу, по местным окрестностям. Рассказывали о себе, разные истории из своей жизни. Однажды в воскресенье они предложили нам взобраться на самую большую гору. Эта гора стояла на расстоянии 3-4 км от города. Ее вершина казалось цепляла облака, плывущие по небу. Собрав все необходимое мы отправились в путь. Когда углубились в тайгу стало и страшно, и интересно, и любопытно. Вокруг нас были огромные деревья, ели, пихты, кедры, сосны. Иногда встречались березы, осины. Они стояли так близко друг к другу, что солнечные лучи не пробивались сквозь их кроны. Было сумрачно и сыро. Идти приходилось по узкой звериной тропе. Только на ней почва была твердой. Слева и справа от тропы был ковер из веток, листвы, хвои и упавших старых деревьев. Если сойти с тропы, то провалишься в этот ковер с головой. Засасывает как болотная трясина. Тропа была узкой. Шли гуськом друг за другом. Перед подъемом на гору путь загородил медвежий капкан. Он был выполнен из толстых деревянных брусьев. Одним концом упирался в землю, а другим - на подпорку. Заденешь подпорку и массивная плита из брусьев прихлопнет так, что мокрого места не останется. Склонившись, осторожно прошли под капканом и начали подниматься в гору. Тропа петляла. От сырости мы продрогли и устали. Но присесть и отдохнуть не представлялось возможным. Потому продолжали идти. Пацаны успокаивали нас, что осталось недалеко. Наконец на самой вершине перед нашим взором открылась небольшая поляна, залитая солнечным светом. Здесь берез было больше. От их стволов поляна казалась еще светлее. Легкий ветерок ласкал нас. Лес вокруг шелестел листьями. Здесь были слышны и голоса птиц. От этого стало мирно и тепло на душе. Справа от нас ближе к середине поляны возвышался обелиск, окруженный синим штакетником. А левее, у кромки леса, валялись обломки самолета. На обелиске было две фамилии, которые, к сожалению я не помню. И мы узнали историю этого обелиска.

Во время войны наши летчики перегоняли самолеты - истребители с Дальнего Востока на Западный фрон. У одного из самолетов заглох двигатель. Была ночь. По инструкции в таких случаях летчики должны были бросить самолет и выпрыгнуть на парашютах, чтобы спасти свои жизни. Но они заметили внизу огни города. Если оставить самолет, то он упадет на город и тысячи людей погибнут. Выбор был невелик. Либо они, либо тысячи жизней неизвестных им людей. Стараясь выровнять неуправляемый самолет дотянули до леса и упали на вершину горы. Прозвучал взрыв, звук которого долетел и до города. Позже благодарные жители этого города захоронили героев и поставили обелиск. Обломки самолета собрали и оставили недалеко от могилы, как памятник павшим героям. От вида скромной могилы, кусков самолета на душе вдруг возникла тишина, безмолвие. Казалось, что и лес, и птицы притихли. Только бездонное синее небо смотрело свысока и торжественно. Ребята рассказали, что иногда родственники погибших приезжают, чтобы поклониться и посидеть в тишине. Мы молча стояли. Только в душе звучала известная песня:

Лежат на поляне среди тишины

Отличные парни отличной страны.

Светло и торжественно смотрит на них

Огромное небо одно на двоих.

Фото: Яндекс.
Фото: Яндекс.