Вождь мирового пролетариата после смерти обрёл славу значительно большую, чем при жизни. Он стал героем великого множества рассказов, воспоминаний, поэм, стихов, а затем и фильмов. И везде Владимир Ильич предстаёт перед нами умным, добрым, заботливым, главным — и единственным — интересом которого являлась революция.
В общем, статичный идеализированный образ. Но все же понимают, что вряд ли так было в реальности. И интересовался он далеко не только революцией.
Хотя в советское время даже супругу Ленина Надежду Константиновну называли не женой, а исключительно «верным другом и соратником». Конечно, глядя на портреты Крупской, трудно заподозрить нечто иное, но ведь и они когда-то были молоды и хороши собой. Так что и великие творцы революции испытывали обычные человеческие чувства.
Надежда родилась в дворянской семье. Некоторые исследователи связывают её род с родом Андрея Курбского, оппозиционера Ивана Грозного, а попросту перебежчика. Если Крупские и были раньше богаты, то к концу девятнадцатого века их материальное положение оставляло желать лучшего. Надя с детства привыкла работать, во всём помогала матери, но при этом параллельно посещала марксистский кружок. Именно там она и познакомилась с Владимиром Ульяновым.
Однако не Надежда, а её подруга Аполлинария Якубова стала первой любовью пламенного революционера.
Якубова была значительно симпатичнее Крупской и обладала необузданной внутренней энергией и необъяснимой привлекательностью. Она не могла не увлечь Ленина, и историки уверяют, что есть факты его признания в любви. Тем не менее отношения у них не сложились. По одной из версий, Аполлинария отвергла ухаживания Владимира Ильича. По другой, к разрыву отношений приложила руку Надежда Константиновна.
Ульянов в то время находился в тюрьме, и связной между ним и Якубовой выступала именно Крупская. В одном из писем Владимир Ильич попросил предмет своей любви подойти к тюрьме в то время, когда его выведут на прогулку, чтобы он мог ею полюбоваться. Однако в назначенный час там появилась только Надежда Константиновна. Как она позже напишет в воспоминаниях: «Аполлинария почему-то не смогла прийти...» Интересно, почему же? Чего-то Надежда Константиновна не договаривает. Может, она просто не передала ей письмо?
С Крупской Ленин сближается в ссылке. Он отбывал её в Шушенском, она — в Уфимской губернии. Но Надежда Константиновна решила не затягивать с обустройством личной жизни и подала прошение о переводе её в Шушенское на том основании, что они с Ульяновым собираются пожениться.
Проездом оказавшись в Москве, Крупская останавливается у Ульяновых, после чего сестра Ленина Анна пишет ему:
«У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селёдку».
Возможно, в Анне Ильиничне говорит зависть, но не зря же среди партийных кличек Надежды Константиновны то «Рыба», то «Минога».
Но Владимир Ильич на такие мелочи внимания не обратил — он был рад приезду Наденьки. А ещё сильно радовался привезённой ей библиотеке и приехавшей вслед за дочерью маме, Елизавете Васильевне, которая всё домашнее хозяйство взяла на себя.
В Шушенском они и обвенчались. По церковному обряду. Брак их фиктивным не был, как утверждают некоторые исследователи. В одном из писем Надежда Константиновна замечает:
«Мы ведь молодожёны были, — и скрашивало это ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти...»
Но дети у пары так и не родились. Предположительно, из-за болезни Крупской. Позже она будет об этом очень сожалеть.
Однако однолюбом Ленин не был. Его тайным и очень сильным увлечением стала Элизабет Пешё д’Эрбенвилль, которую все мы знаем под именем Инессы Арманд.
Когда они встретились, Ульянов уже 11 лет был в браке: ему было 39, ей — 35. У неё было пять детей от двух браков, и она была страстной социалисткой, ставшей таковой под влиянием книги Ленина.
Инесса была очень яркой и неординарной женщиной, современники вспоминали о ней:
«Те, кому довелось её видеть, надолго запоминали её несколько странное, нервное, как будто асимметричное лицо, очень волевое, с большими гипнотизирующими глазами».
Они живут и работают в Париже, и вскоре единомышленники замечают между ними более глубокую связь. Узнаёт об этом и Крупская: она предлагает мужу развод, но тот категорически отказывается.
Однако современный историк, биограф Ленина Лев Данилкин утверждает, что документальных подтверждений романа между Лениным и Арманд нет. Есть только, как говорится, свидетельства очевидцев.
Также он делает предположение, почему у женщин не было ревности, ведь они действительно сохраняли ровные отношения в течение всей жизни, а Крупская после смерти Арманд занималась воспитанием её детей.
Данилкин утверждает, что в соответствии с нормами новой социалистической морали между единомышленниками, уважающими друг друга, ревности быть не может.
«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда прежде, какое большое место ты занимал в моей жизни», —
это строки единственного сохранившегося личного послания Арманд. Прочие она уничтожила по просьбе Ленина.
Но это было не последнее их расставание. В 1917 году Инесса помогала вождю вершить революцию, а потом жила и работала в молодой Советской республике. Однако в 46 лет её убила холера.
Крупская очень переживала за состояние Владимира Ильича:
«Боюсь, чтобы смерть Инессы не доконала Володю. Он плачет и смотрит в одну точку».
Ленин пережил Арманд на четыре года. Крупская прожила ещё 15 лет. Но и после смерти они остаются неразлучны: Ленин — в мавзолее, Крупская и Арманд — у Кремлёвской стены.