Найти тему
Opinionsn.com

Четыре правила «мудрой толпы»

Если вы хотя бы раз смотрели «Что? Где? Когда?», то знаете, что у каждого игрока в команде есть своя роль. Кто-то набрасывает безумные идеи, кто-то занимается их «докруткой», а кто-то выбирает самые перспективные предложения. И успех игры во многом зависит именно от верного распределения этих функций.

Первый канал
Первый канал

А что, если речь идет не об игре команды из шести интеллектуалов, а о решении вопроса в масштабе большого, разнородного социума?..

Социума, в котором просто невозможно распределить роли. Где затруднена (даже чисто технически!) коммуникация. Где присутствуют самые разные люди — каждый со своим взглядом на жизнь, со своим опытом, со своими интересами.

А именно в таких условиях мы вынуждены решать большинство насущных глобальных задач.

Так как же превратить разрозненную толпу в эффективную команду «знатоков» в стильных фраках?

Концепция Crowd wisdom основывается на том, что толпа становится «мудрой» только при соблюдении нескольких принципов. В книге Джеймса Шуровьески «The Wisdom of Crowds: Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies and Nations» — самого современного и авторитетного труда на тему «мудрости толпы» — выделены четыре принципа:

1. Многообразие мнений. Чем больше участников опроса — тем точнее его результат;

2. Децентрализация мнений. Успешность опроса зависит от территориального разброса его участников;

3. Независимость мышления. Каждый участник опроса должен быть свободен от любого давления со стороны других респондентов;

4. Агрегирование мнений. Результат опроса имеет вес только в том случае, если учтен каждый голос.

Что следует из этих принципов? Толпа может стать «мудрой» только в определенных условиях. Решить задачу широкой и децентрализованной выборки можно, сделав «подключение» участников бесплатным и простым, доступным для самых разных регионов. Независимость мнений можно усилить анонимностью: до того, как человек проголосует, он не должен знать, какое решение приняли другие респонденты (например, его босс, жена или любимый футболист).

Задача по агрегации мнений — одна из ключевых при организации работы «мудрой толпы». Ее можно сопоставить с проведением выборов — то есть по-настоящему честных выборов. Должны быть учтены все голоса, проведено объективное судейство, на основании которого и будет выработан конкретный ответ.

Но, конечно же, это лишь теория. Своего рода фраки знатоков, одних которых будет недостаточно для превращения нашего социума в элитарный клуб интеллектуалов.

По крайней мере, фраки эти нуждаются в практической «подгонке».

Поговорим о практике уже в следующем посте.

Предыдущая статья: Как «толпе» стать мудрой?

opinionsn.com