Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Финансовая угроза со стороны Китая выборам в США в 2020-м году

Дезинформационная кампания может спровоцировать обвал рынка с тем, чтобы повлиять на избирателей. Федеральное бюро расследований расширяет усилия по противодействию иностранному вмешательству в выборы, нацеливая свои возможности на Китай, – государство, участвующее в агрессивных операциях, направленных на блокирование переизбрания президента Дональда Трампа в 2020-м году.

«Не ошибайтесь, Китай агрессивно проводит операции по иностранному влиянию», – сказала Никки Флорис, заместитель помощника директора отдела контрразведки ФБР, – «Они используют экономические рычаги, и их конечная цель -действительно сбросить нас как глобальную экономическую сверхдержаву». Флорис возглавляет новое подразделение ФБР под названием «Оперативная группа по иностранному влиянию» (Foreign Influence Task Force). Она дала показания на слушаниях в конгрессе в 23 октября о том, что Китай вместе с Россией, Ираном и другими противниками работает над тем, чтобы повлиять на исход президентских выборов в 2020-м году.

И Китай, и Россия представляют собой то, что контрразведчики ФБР называют повсеместными и постоянными угрозами влияния. На следующий день после выступления в Палате представителей вице-президент США Майк Пенс подчеркнул сделанное им год назад предупреждение о том, что Пекин использует экономические и стратегические средства для формирования общественного мнения и влияния на предстоящие выборы. «Китай хочет другого американского президента», – сказал Пенс.

ФБР и другие агентства считают, что главная внешняя угроза американским президентским выборам в 2020-м году будет заключаться в форме кибератак и дезинформации в социальных сетях и операциях влияния – подобных тем, которые использовались россиянами в 2016-м году. Эта программа включала взлом конфиденциальных электронных писем и их публикацию для общественности, а также использование Facebook для организации политических операций и сеяния раздора. Более вероятна угроза выборам со стороны Китая, однако, она должна будет включать элементы финансовой войны, направленной на создание резкого падения финансовых рынков США в течение нескольких недель до ноября 2020-го года.

Так же, как мало кто предвидел экономический крах 2008-го года, который исключил из предвыборной гонки заявку тогдашнего сенатора США Джона Маккейна на Белый дом, нынешние усилия по обеспечению безопасности выборов упускают потенциальную опасность китайской внешней тайной операции по созданию экономического кризиса, вызванного резким падением фондового рынка США. Уязвимость фондовых рынков к таким манипуляциям была подчеркнута еще в 2013-м году, когда учетная запись Associated Press Twitter была взломана, а поддельный твитт от AP ложно заявил, что «взрыв» на рынке повредил тогдашнему президенту Бараку Обаме.

В течение нескольких минут стоимость акций упала примерно на 130 млрд. долл. Хотя рынки позже восстановились, инцидент подчеркнул уязвимость фондового рынка к поддельным новостным сообщениям. Оценки разведки США масштабов китайского вмешательства в выборы остаются секретными из-за опасений, что раскрытие деятельности побудит Китай изменить тактику и затруднит дальнейшее обнаружение, хотя некоторые признаки операций влияния были обнародованы. Одним из примеров была покупка Пекином вставок в американских газетах, распространявших государственную китайскую пропаганду, предназначенную для того, чтобы вызвать антитрамповские настроения по поводу использования тарифов. Еще одной была утечка и публикация внутренней директивы китайского правительства, упомянутой Пенсом в прошлом году, призывающей китайских пропагандистов использовать все средства для политического раскола американцев.

Китайская стратегия финансовой войны была раскрыта 20 лет назад. План этой войны содержался в разделе «финансовая война» книги 1999-го года «Неограниченная война», написанная полковниками НОАК Цяо Ляном и Ван Сянсуем. Авторы заявляли, что финансовая война станет доминирующей формой ведения войн в будущем и будет новым «геостратегическим оружием». «Это связано с тем, что финансовая война легко поддается манипулированию и допускает скрытые действия, а также очень разрушительна для экономики», – заявляли авторы книги. Офицеры назвали сочетание обычной военной мощи, кибератак, финансовой войны и других нерегулярных войн «нашей реальной рукой для действий». До настоящего времени военные Китая не разрабатывали планов по использованию финансовых войн в будущих конфликтах. Время от времени китайские генералы угрожали ими, предупреждая о планах сбросить крупные запасы американских казначейских облигаций с тем, чтобы наказать Соединенные Штаты за продажу оружия Тайваню.

Финансовый аналитик Кевин Фримен считает, что правительство Китая полностью готово вызвать экономический спад до выборов в следующем году. «Они попытаются это сделать? Абсолютно. Это часть стратегии неограниченной войны», – утверждает он, – «Нет никаких сомнений, что китайцы имеют возможность «двигать» рынки, а рынки могут «двигать» Белый дом». В качестве подрядчика для подразделения Пентагона, нацеленного на ведение нерегулярных войн, Фримен еще в 2009-м году подготовил доклад, изложил свои взгляды на то, как иностранные противники могли бы усилить влияние экономического краха 2008-го года. Этот спад тогда оказал прямое воздействие на выборы. Фримен считает, что подобные методы экономической войны могут быть использованы китайцами в следующем году с тем, чтобы спровоцировать обвал рынка к концу лета.

Например, нынешние американо-китайские торговые переговоры предоставляют китайцам один из сценариев влияния на исход выборов. В этом сценарии Китай может начать тщательно организованную кампанию влияния, включающую использование как кибератак, направленных на манипулирование рынками, так и использование стратегической информации. Жесткое заявление в августе или сентябре 2020-го года ведущего китайского торгового переговорщика Лю Хэ может включать объявление о том, что Китай отказался от достижения торговой сделки и вместо этого поставил все на тотальную торговую войну. Такое заявление может отправить фондовый рынок в нисходящую спираль. И, даже если Китай сам пострадал бы в последующей глобальной рецессии, Пекин смог бы предпринять шаги, чтобы ограничить экономические последствия для своей собственной экономики.

В дополнение к использованию фальшивых новостей, Китай мог бы использовать и другие инструменты манипулирования рынком, включающие атаки с использованием различных крупномасштабных и скрытых инструментов манипулирования рынком, таких как схемы накачки и сброса акций, спуфинг для создания краха рынка и «медвежьи» рейды, то есть, незаконную практику снижения цены акций через короткие продажи и распространение слухов о целевых компаниях.

Вся финансовая военная атака должна будет тесно координироваться китайскими спецслужбами и государственныи китайскими компаниями, которые обязаны выполнять заявки Пекина по приказу Коммунистической партии Китая. Другие страны также уязвимы для подобного типа атак. Правительство США, наряду с правительствами других стран, должно предвидеть такие действия и быть готовым блокировать их с помощью программ контрфинансовой войны, предназначенных для обнаружения манипуляций на рынке и быстрого разоблачения атак.

Билл Герц – вашингтонский журналист по вопросам национальной безопасности и автор книги «Обманывая небо. Внутри коммунистического Китая: стремление к глобальному господству».