Говорят, бриллианты идут немногим. Только истинные аристократы могут носить эти камни так, чтобы блеск драгоценностей не затмевал их. Элизабет Тейлор «королева бриллиантов» безбоязненно позволяла себе самые дорогие украшения. Она была рождена блистать – и делала это с непринужденным изяществом.
Национальное достояние
Она родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне, в семье торговца антиквариатом Фрэнсиса Тейлора и провинциальной актрисы Сары Вомбродт. Мать вложила в прелестную девочку все амбиции, которые не сумела реализовать. Когда спасаясь от тягот Второй Мировой войны семья переехала в Калифорнию, именно Сара правдами и неправдами устроила маленькую Лиз в школу бальных танцев. Именно там очаровательное дитя с молочно-белой кожей, черными локонами и сияющими синими глазами впервые заметили продюсеры.
Дебютом мисс Тейлор стал фильм «Каждую минуту кто-то рождается», первым известным фильмом - «Лэсси, вернись». «Метро Голдвин Майер» заключила контракт с восходящей звездочкой, предложив ей гонорар в 75 долларов в неделю. Увы, ни красота, ни успех не радовали её – Лиз чувствовала себя одинокой, сверстники не понимали и не принимали маленькую актрису.
«В детстве я пыталась искать себе друзей среди сверстников, и отчаянно надеялась, что друзья моего брата будут брать меня с собой, но они не захотели… А когда я пыталась стать незаметной, смешаться с толпой, ничего не выходило, я все равно выделялась» - спустя много лет говорила она журналистам. Возможно, в этом одиночестве и лежит причина бесчисленных связей, романов и браков Элизабет – она искала мужчину, который смог бы полюбить её и защитить от циничного мира.
Слава Элизабет Тейлор началась с «National Velvet» - название фильма переводят и как «национальный бархат» и как «Велвет – достояние нации». Это трогательная и драматическая история девочки Велвет Браун (Velvet – бархат), которая выиграла в лотерею кобылу Пай и, переодевшись мальчиком, взяла первый приз на Национальных скачках – чтобы потерять его сразу же после финиша. Недетская грусть в огромных глазах Элизабет сделала её игру особенно достоверной. Благодаря образу, созданному Тейлор фильм был номинирован на «Оскара», но статуэтки получили монтажер Роберт Керн и актриса второго плана Энн Ревер.
Время любви
К шестнадцати годам Элизабет превратилась в красавицу с пышным бюстом и великолепной фигурой. Её малый рост (5 футов 2 дюйма), который она скрывала, нисколько её не портил, тем паче что на экране она смотрелась высокой и стройной. Единственный недостаток внешности – зубы – Элизабет исправили в 16 лет. В ходе многочасовой операции ей занесли инфекцию, из-за которой девушка чуть не умерла. Эта болезнь и падение с лошади во время съемок «Национального бархата» навсегда подорвали здоровье Тейлор.
В «Метро Голдвин Майер» заботясь о репутации своих актрис, подыскали для Лиз идеального жениха – им стал полузащитник «Лос-Анджелес Рэмс» 23-летний Гленн Дэвис. Дело двигалось к свадьбе, но в 1948 году Гленна призвали в армию. Пока Дэвис защищал родину, Элизабет не теряла времени даром. Её поклонником стал 28летний Уильям Д. Поли, сын мультимиллионера. Она честно дождалась Дэвиса из армии, разорвала с ним помолвку и бросилась в объятия богатого поклонника.
За Дэвисом последовал один из самых эксцентричных людей Америки того времени, мультимиллионер Говард Хьюз. Он предложил Тейлор миллион долларов, если она станет его женой. Но прекрасная Элизабет уже встретила нового избранника – 23летнего красавчика и ловеласа Ники Хилтона, сына владельца знаменитой сети отелей «Хилтон». Молодые поженились 6 мая 1950 года, на свадьбе был весь концерн «Метро Голдвин Майер», а платье невесты стоило 3500 долларов.
Казалось бы, молодых ждало счастье. Но Ники оказался алкоголиком и грубияном, он оскорблял Элизабет, ревновал её к славе и поклонникам. Когда от переживаний у молодой жены случился выкидыш, Ники недолго думая, оставил её одну и отправился на двое суток на рыбалку. Спустя год Элизабет подала на развод.
Она активно снималась, роль Ребекки в «Айвенго» идеально подошла под её внешние данные. И вот уже новая любовь накрыла её крылом. Майкл Уиндинг, сорокалетний английский актер ответил на её чувства взаимностью. В этом браке родились сыновья – Майкл и Кристофер. Но «идеальный джентльмен» как называли Уайдинга газеты, оказался ленив и безынициативен, он отказывался от ролей и превратился в типичного жиголо. Вплоть до того, что он покупал жене бриллианты, а оплачивала их сама актриса. После рождения второго сына, располневшая и разочарованная в муже актриса начала искать мужское внимание на стороне – и, в итоге, забрав детей, подала на развод.
Ради третьего мужа – Майкла Тодда - она приняла иудаизм. 52летний продюсер засыпал её бриллиантами и жемчугами. Кроме драгоценностей и дочери Элизабет Френсис, Тодд дал Лиз нечто более ценное – огранил её актерский талант, выявив его сильные стороны. Из пышной красавицы мисс Тейлор начала превращаться в серьёзную и очень талантливую актрису. Её стали ценить не только за внешность, но и за умение играть.
«Кошка на раскаленной крыше» вывела Элизабет в первый ряд голливудских звезд. Мэгги Полит, жена-развратница в её исполнении походила на саму Тейлор, возможно поэтому была номинирована на «Лучшую женскую роль».
Но премии не получила. А Тодд разбился на самолете названном в честь жены «Счастливая Лиз». Сама Тейлор собиралась лететь вместе с мужем, но из-за простуды осталась дома. Эдди Фишер, 29-летний ближайший друг Тодда утешил вдову и вскоре стал её четвертым мужем, но ненадолго. Скорбь от потери Тейлор перенесла в искусство. Чтобы облегчить страдания она начала много пить и злоупотреблять снотворным.
Принцесса Египта
В 1960 году Элизабет предложили сомнительную по её мнению роль «ночной бабочки» в фильме «Баттерфилд, 8». Она назвала картину «порнографической», при журналистах высказалась о ней нецензурно, и согласилась сниматься только в обмен на главную роль в фильме «Клеопатра» и невероятный по тем временам гонорар в миллион долларов. Продюсеры оказались правы – образ Глории принес Тейлор первый «Оскар». А Клеопатра, за которую она так боролась – самую большую любовь в жизни.
С Ричардом Бертоном они столкнулись на съемочной площадке и сперва возненавидели друг друга. Актер заявил, что Тейлор слегка полновата и не в его вкусе, Элизабет смертельно оскорбилась – но к середине съемок они так страстно целовались на площадке, что приходилось их прерывать. Жена Бертона, Сибил, не выдержала такого разврата, собрала чемоданы и подала на развод. То же самое сделал и муж Тейлор. Недолго думая, Элизабет попыталась покончить жизнь самоубийством – и Бертон, как порядочный человек, вынужден был жениться на ней.
Их союз стал притчей во языцех в Голливуде – пьянки, скандалы, любовники и любовницы. Усыновление тяжелобольной германской девочки Марии не сделало супругов степеннее. Можно сказать, что они продолжали играть Антония и Клеопатру в антураже Америки. Творческая жизнь пары при этом процветала – оба активно снимались. За «Кто боится Вирджинии Вульф» Тейлор получила второй «Оскар», а общий гонорар пары за десять лет брака составил около 50 миллионов долларов. Часть из них ушла на бриллианты – желая перещеголять Тодда, Бертон подарил супруге алмаз стоимостью 350000 долларов.
К началу 70х годов у Тейлор начались проблемы с весом, её стали меньше снимать и чаще критиковать. Неудивительно, что актриса стала больше пить и чаще менять мужчин. В 1974 году она развелась с Бертоном. «Наша беда в том, что мы слишком сильно любили друг друга» сказала Тэйлор журналистам. В 1975 влюбленные поженились повторно, чтобы вскоре опять расстаться. В 1976 Тейлор сыграла последнюю значительную роль в «Синей птице» по Метерлинку.
Закат звезды
Простившись с большим кинематографом, Элизабет Тейлор перебралась на Бродвей. Она начала играть в спектаклях, самым известным из которых оказался «Лисички» - полные сборы, полные залы. Она вступила в новый брак – с секретарем по делам флота Джеком Уорнером. 48летний красавец покорил её тем, что не видел ни одного фильма с её участием. В 1978 году Уорнера избрали сенатором и неукротимая Лиз превратилась в почтенную жену. В 1981 году они развелись – возможно, потому, что в жизни Тейлор снова появился Бертон. Впрочем, ненадолго.
В 1984 году возлюбленный Элизабет скончался от кровоизлияния в мозг. Смерть Бертона так подкосила актрису, что она попала в клинику с нервным срывом. И с тех пор её жизнь превратилась в череду испытаний. Она начала безуспешную борьбу с лишним весом и даже выпустила по этому поводу книгу. Она страдала от наркотической и алкогольной зависимости. Её мучили все усиливающиеся боли в позвоночнике – последствие старой травмы. В 1991 году она вышла замуж в последний раз – за простого дальнобойщика Ларри Фортенски, с которым познакомилась в клинике по лечению алкоголизма. Их свадьба состоялась на вилле Майкла Джексона – давнего друга и поклонника Элизабет, безуспешно мечтавшего, чтобы актриса родила ему ребенка.
В 1997 году последний брак Тейлор распался. В том же году она перенесла операцию по удалению огромной доброкачественной опухоли головного мозга. В 2002 году прошла через операцию и химиотерапию по поводу рака кожи. Ей заменили протезами оба тазобедренных сустава, вставили клапан в сердце. И при этом Элизабет всё ещё находила силы сниматься в кино и появляться на публике.
Вместе с Майклом Джексоном, она активно занялась благотворительностью, возглавила федеральный центр по борьбе со СПИДом, не жалея на помощь обездоленным ни денег ни бриллиантов. В 2000 году Тейлор получила орден Британской империи и титул квалерственной дамы. В 2001 году вышел её последний фильм «Старые клячи по-американски», в котором она сыграла почти что саму себя – могущественного агента трех бывших голливудских див, злоязычную Бэрил. С тех пор она посещала Голливуд только в роли почетной гостьи. Мужчины в её жизни все ещё появлялись – ее последним женихом считали 48летнего Джейсона Уинтерса, менеджера Джанет Джексон. Но свадьба не состоялась.
12 февраля 2011 года, незадолго до 79 дня рождения, актриса была госпитализирована с сердечной недостаточностью, и 23 марта тихо скончалась в окружении детей. На её похоронах сыновья читали стихи, а внук играл на трубе. Церемония по завещанию актрисы началась с 15минутной задержкой – как передал агент Тейлор, «она хотела опоздать даже на свои собственные похороны».
«Моя мать была удивительной женщиной, которая жила полной жизнью - со страстью, чувством юмора и любовью. И хотя для тех из нас, кто хорошо знал ее и кому она была так дорога, это страшная потеря, нас всегда будет вдохновлять ее пример. Ее удивительное творческое наследие, успех в бизнесе, ее смелая борьба со СПИДом - все это заставляет нас гордиться тем, чего она достигла... Ее наследие вечно, ее дух с нами, а ее любовь всегда будет жить в наших сердцах» сказал Майкл Уайдинг, старший сын Тэйлор. И нам нечего добавить к этим словам – разве что пересмотреть фильмы с её участием. Ведь кино дарует бессмертие молодости и красоте.
Вы прекрасны, Элизабет!