Найти в Дзене
IT-Academy

Как воспитать в себе лидера и какие ошибки совершают молодые управленцы

Об ошибках в управлении, развитии лидерских качеств и важности постоянного профессионального роста даже для руководителей поговорили с  автором тренинг-лаборатории das Team|EXPERIMENT «Групповая динамика для управленцев», тренером и предпринимателем Денисом Искорцевым.

– Денис, у вас за плечами 16-летний управленческий опыт. Сформировалось ли за это время представление, какой должна быть хорошая команда? 

– Команда команде рознь. Для разных проектов нужны разные команды. Где-то важна иерархия и чёткое выполнение поставленной руководителем задачи. А там, где, например, разрабатывается новый проект и продумывается нестандартное решение, от команды нужна креативность и самостоятельность. Но, как минимум, в хорошей команде участники понимают и разделяют общую цель, признают ценность группы. Команда владеет навыками самоорганизации. Участники получают друг от друга признание и уважение, могут влиять на происходящее.

– Какие ошибки чаще всего допускают молодые управленцы? 

– Классический путь в управленцы – это карьерный рост толкового специалиста. Он может возглавить отдел в компании или, например, уйти в собственный бизнес. И тогда главной ошибкой будет продолжать оставаться специалистом. Отсюда идут сложности с делегированием и планированием работы коллектива, невнимательность к человеческому фактору, управление отдельными людьми, а не всей командой, выгорание, боязнь потерять профессиональную квалификацию и идентичность, которая была у него раньше. Ведь главным инструментом управленца становятся его сотрудники, и такой, по сути, мировоззренческий сдвиг тяжело даётся молодым управленцам. 

– Сталкивались ли вы с такими промахами в своей практике?

– Подобный набор сложностей я в своё время испытал на собственном опыте. В итоге он мне стоил потери бизнеса.

– А сегодня можете назвать себя идеальным руководителем? 

– Нет, конечно. Назвать себя идеальным – значит, остановиться в развитии. Я могу себя назвать достаточно продвинутым руководителем, хорошо понимающим свои способности и ограничения, знающим, когда и как создавать команду, а когда таковая не нужна.

-2

– Как посоветуете развивать лидерские качества?

– Обязательно нужны базовые знания: книги, лекции, онлайн-курсы. При возможности – получить профильное очное образование. Для продвинутых хорошо работает рефлексия и осознавание собственного опыта. Можно задавать себе вопросы из разряда, что и зачем я делаю, искать ответы самостоятельно или в компании коллег. Важно познавать себя – собственные мотивы, ограничения и возможности, ставить под сомнение привычные действия. Поводы для таких вопросов подбрасывают конференции или тренинги.

– Насколько важно будучи руководителем продолжать расти профессионально? 

– Еще Кэрролл сказал, что приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. С конца XIX века эта мысль не потеряла актуальности и даже, на мой взгляд, стала ещё более острой. Количество доступной информации растёт, люди и окружение вокруг быстро меняются. Чтобы успевать за всеми современными процессами, ни в коем случае нельзя останавливаться в развитии.

– Чем могут быть полезны в этом отношении, например, специализированные тренинги?

– Основная задача тренинга, как формы обучения, погрузить участников в заданную тему и отработать практические навыки. Это происходит за счёт передачи знаний от тренера и выполнения упражнений. Однако есть ещё несколько развивающих факторов. Во-первых, это возможность подумать о важных, основополагающих вещах за счёт выхода из ежедневной рутины. Во-вторых, это обмен опытом не только с тренером, но и с другими участниками. Это важная особенность тренинга das TEAM|Experiment, потому что он собирает опытных управленцев. А в-третьих, это расширение личных контактов в профессиональной сфере. Многие участники нашего тренинга, пройдя за два дня путь от группы до команды, сохраняют образовавшиеся контакты и продолжают дружить и поддерживать друг друга.