Найти тему
Чтец

+100500 книг: читаем вместе

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня поделюсь с вами впечатлениями от прочтения очередной книги. Она была удостоена Букеровской премии. Мнения критиков относительно романа разделились на два лагеря: одни авторитетные источники давали положительные отзывы и отмечали, что роман справедливо был отмечен премией; другие недоумевали относительно награды, отмечая неудачную развязку романа.

Речь пойдет о романе "Амстердам" автора Иэна Макьюэна.

Примерно так может выглядеть книга
Примерно так может выглядеть книга

Вот так сразу, роман начинается с похорон и не случайно. Умерла девушка Молли, которую в свое время любили два друга - они же главные герои: Клайв Линли- композитор и Вернон Холидэй- главный редактор одной из газет. Это становиться началом конца, так как близость смерти в данном случае становится очевидной и веет холодом и неясностью:

Что-то очень неладно в мире, и не обвинишь в этом ни Бога, ни его отсутствие.

После случившейся трагедии они начинают замечать, что и сами подвластны разрушению временем: Клайва беспокоит онемение правой руки, а Вернона- "ощущение отсутствия". А так как для них жизнь, в первую очередь,- это способность работать, достижение высот в своей профессиональной деятельности, - то угасание в "бессознательном состоянии, как животное"(так умерла Молли) для них является необузданным страхом. И поэтому они приходят к выводу, что эвтаназия - это ответ современного цивилизованного общества на вопросы, которые были сформулированы еще до их рождения и договариваются, оказать "услугу" друг другу если кто-то из них попросит об этом. В связи с этим становится очевидным выбор названия романа- в Амстердаме легализовна эвтаназия.

-2

Смирение главных героев с близостью смерти облегчается мыслью о собственном бессмертии в их творчестве: Клайв пишет "Симфонию тысячелетия", Вернон же пытается повлиять на политическую историю Англии путем публикации разоблаяающей статьи. Однако, пытаясь остаться в памяти общества посредством своей деятельности, они в противовес этому, постепенно, по собственной воле, отгораживаются от окружающего мира, и весь этот процесс будет сопровождаться саморазрушением.

Клайв, в надежде найти вдохновение для создания шедевра, отправляется в Озерный край, чтобы уединиться с природой. Здесь, из страха забыть возникшую мелодию в голове, он становится безмолвным свидетелем изнасилования девушки, даже не пытаясь помочь. Вернон же хочет достичь своей цели за счет разрушения жизни политика Гармони, обнародовав компромат На него. Но это их ничуть не смущает, обнажая проблему двойственности стандартов современного общества: здесь плагиат может расцениваться как нестандартное прочтение источника, а борьба за прибыль от тиражей как отстаивание свободы слова и политических взглядов. А так как главные герои являются яркими представителями такого общества, то сами в себе они этого не замечают, хотя видят очевидные изъяны друг в друге.

Ожидания Клайва и Вернона рассыпаются в пыль в финале романа: симфония не представляет из себя ничего нового, а разоблачения не получается, так как жена опережает происки газеты. Но главные герои в силу своей крайней степени эгоизма ищут причины неудач лишь во внешних обстоятельствах и именно в этот момент они решают "отомстить" миру за несправедливость. Осознание неизбежности смерти является началом нравственного падения героев, результатом которого становится двойное убийство: оба героя, через посредников, выполняют обещание, данное вначале произведения.

Роман по сути - это анализ проблем жизни и смерти, выбора (не зря в этом случае фигурирует "право на смерть"), самоопределение личности. Только право "на смерть" свидетельствует лишь о размывании нравственных понятий, а не о воспеваемом в Европе торжестве свободы выбора.

Спасибо за внимание. Ставьте лайк если статья была полезна и подписывайтесь на канал чтобы не пропустить новых публикаций:)