Добрый король Рене (aka Рене Анжуйский) родился 16 января 1409 г. и вошёл в историю как поэт, покровитель трубадуров, искусств, наук и художественных ремёсел. Он чтил рыцарский кодекс, кодифицировал правила турниров и организовывал их в соответствии с церемониалом.
Происхождения он был самого высокого: Рене Добрый происходил из Лотарингской ветви рода Валуа, владел титулами графа де Бар, графа де Гиз, Провансальского и Пьемонтского, герцога Анжу, Калабрии и Лотарингии, короля Арагона, Валенсы, Венгрии, Майорки, Неаполя, Сардинии и Сицилии, и обладал титулом короля Иерусалимского — высшим титулом Средневековья.
Король Рене правил несколькими доменами: герцогством Лотарингским, Анжу и Провансом, был в родстве и с Плантагенетами, и с Валуа — его сестра Мария Анжуйская вышла за Карла VII Валуа, а дочь Маргарита — за Генриха VI Английского.
Рене Анжуйский был активным участником Столетней войны и держал руку Карла VII. Его подданной была Жанна д'Арк. Утверждают, что, когда она встречалась с герцогом Лотарингским, тестем и двоюродным дедом Рене Доброго, на вопрос, что ей угодно, ответила так: «Вашего зятя, коня и несколько храбрых мужчин, чтобы повести меня во Францию...»
Король Рене сопровождал Жанну д'Арк и при осаде Орлеане и при дворе Карла VII в Шиноне, и считается, что именно он обеспечил Жанне покровительство своей матери — Иоланды Арагонской. Благодаря ему было заключено Турское перемирие, положившее конец Столетней войне.
После войны король Рене делил время между Провансом и долиной Луары: в Анжере был его двор, а для охоты он приказал построить охотничий замок Боже (Château de Baugé), который окружил роскошным садом, пожалуй, что первым ренессансным садом в этих краях. Рене Анжуйский был первым, кто украсил #valdeloire розами, гвоздиками, мускатным виноградом и абрикосовыми деревьями.
Смерть единственного королевского наследника Жана II положила конец идиллии. Рене Добрый завещал герцогство Анжуйское и Прованс своему племяннику Карлу, а Лотарингию своему внуку, Рене II. Решение не понравилось его другому племяннику — французскому королю Людовику XI, и тот силой захватил всё, кроме Прованса.
Рене Добрый удалился в Экс-ан-Прованс: это полудобровольное изгнание обогатило трубадурскую поэзию и усилило напряжённость в отношениях французского трона и сильных окситанских владык вроде герцога Тулузского.
Король Рене увлекался циклом короля Артура, и, естественно, не прошел мимо образа Святого Грааля. Когда Рене Анжуйский посещал свои провансальские владения, он приобрёл в Марселе кубок из красного порфира. Считалось, что именно его использовал Христос для претворения воды в вино на свадьбе в Кане Галлейской, а во Франции предмет оказался благодаря Марии Магдалине, нашедшей убежище в Марселе.
Кубок украшала надпись «Qui bien beurra Dei voira, Qui beurra tout d'une, baleine, Voira Dieu et la Madeleine» (Кто хорошо выпьет, узрит Бога, кто выпьет все одним глотком, узрит Бога и Магдалину).
Надпись довольно двусмысленна, но подобные двусмысленности тогда расценивались как аллегории для посвящённых. А Рене Добрый определенно принадлежал к таковым: кроме правил состязаний Рене сочинял мистические аллегории, а его фамулусом был никто иной как дед Нострадамуса — еврейский астролог, врач и кабалист Жан де Сен-Реми.
Король Рене был ещё и миниатюристом, писателем и поэтом, и в его творчестве впервые появляется одна из самых знаменитых тем европейской культуры — Аркадия, страна гармонии и безмятежности. Однако пасторальная Аркадия была переосмыслена не только как некое сакральное пространство и время, но и как символ смерти и перерождения.
Вторым важным моментом стала связь Аркадии с рекой Алфиос. Эта река протекает по греческой Аркадии и уходит под землю, чтобы выйти вновь на Сицилии, смешавшись с водами источника Аретуза.
Название реки ассоциировалось с альфой, первой буквой греческого алфавита, и приобрела у Рене Доброго значение первопричины, источника человеческого знания и истинной иерархии, скрытой от профанов за покровами аллегории, разгадать которую дано немногим.
Благодаря Рене Анжуйскому образ Аркадии и подземной реки прочно вошёл в европейское искусство — к нему обращались Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи и Никола Пуссен, не говоря уже о Якопо Саннадзаро и Торквато Тассо.
Самые известные произведения Рене Доброго: иллюстрированная им самим «Книга турниров» (Le Livre des tournois or Traicte de la Forme de Devis d'un Tournoi), которая содержит исчерпывающие рекомендации по организации рыцарских состязаний, «Смирение тщетного удовольствия» (Le mortifiement de vaine plaisance) и, наконец, «Книга о Сердце, охваченном любовью» («Livre du Cuer d'amour espris»). «Книга о Сердце…» перекликается с мистическим «Романом о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мена и во многом послужила прототипом для «Астреи» Оноре д’Юрфе, который появился на свет через 88 лет после смерти короля Рене совсем неподалёку — в шато Басти д’Юрфе.
Хоть Сладостная Милость вместить
Тебя и вовсе не желает
Ты должен всё равно предаться долгу
Завоевав её оружья силой
Так можешь ты сразить
Противоречия и рознь, что против всех влюблённых
И дурно охраняют крепость
В которой Сладостная Милость ждёт
Окованной двойными кандалами
Стыда и Страха
Идём со мной ради победы чести…
Le bon roi René, 1457 г.,
Перевод Натальи Машьяновой
https://matreshka.agency/chateau-bauge/
#arttourism, #Bauge, #lebonroirene