Найти тему
Виталий Калгин

Виктор Цой и группа "КИНО" в Минске. 7 мая 1989 года

"КИНО" в Минске. май 1989 года
"КИНО" в Минске. май 1989 года

В мае 1989 года группа "КИНО" приехала в Минск. Вот что говорят очевидцы, зрители данного концерта...

Наталья Окулевич:

Я была на том концерте. И видела выступление Виктора Цоя своими глазами. Минский стадион «Динамо», начало мая. Мы с двоюродной сестрой сидели справа от сцены на верхнем ярусе. Если бы я только могла знать, что это будет единственный концерт кумира, на который мне посчастливится попасть...
Что творилось во время концерта - не передать словами! Публика сходила с ума от восторга: кричали, прыгали, в голос орали песни, махали в воздухе плакатами и фотографиями, обнимали друг друга, девушки рыдали от избытка эмоций. Виктор держался как скала - тверд и несокрушим. Пел чисто и с настроением - слышимость была на удивление хорошая, учитывая технический уровень аппаратуры и размеры стадиона. Я помню, что волновалась, как всё будет звучать вживую, зная наизусть каждый вдох-выдох на пленке. А еще, он очень терпеливо относился к проявлениям обожания со стороны публики. Фанаты ломились на сцену после каждой песни: кто с цветами, а кто просто дотронуться или обнять, иногда даже мешали петь. Терпение, внутренняя собранность и тактичность. Таким я его и запомнила. Навсегда.

Виктор Цой в Минске. май 1989 года, фото- Сергей Шапран
Виктор Цой в Минске. май 1989 года, фото- Сергей Шапран

Вот как рассказывает местная, минская рок-газета о прошедших концертах «КИНО»:

«…Предстоящие концерты «КИНО» в Минске вызвали натуральную миграцию из всех областей и районов поближе к стадиону «Динамо». Более-менее уверенно чувствовали себя витебляне, которым предоставлялось право принять заезжую знаменитость дома. Могилеву, увы, пришлось взять ноги в руки и...Поезда и автобусы были буквально набиты молодыми людьми, ехавшими за «алюминиевыми огурцами». Особенно хорошо это было видно на обратном пути, когда «своих» узнавали по трубочкам плакатов в руках. Кстати, пару слов о плакатах. Ими бойко приторговывала «команда поддержки» с РАФиков, и уж десятая-то часть 11-титысячного тиража наверняка осталась в Белоруссии. Не удержался от соблазна и я грешный, о чем ни капли не жалею, вдохновляясь на написание этих строк глянцевыми фэйсами четверки, глядящими со стены. Каждый плакат давал в казну «КИНО» четыре с полтиной, что, вкупе с гонорарами за концерты, составило, надо полагать, неплохую сумму. Прекратим, однако, считать чужие-заслуженные деньги, тем более, что подобную практику (продажу плакатов) можно только приветствовать. Дождемся, уверен, такого дня, когда всяк страждущий сможет приобрести здесь же, на месте, значки, майки, кассеты или пласты. Ведь недаром же «там» такие деньги грохают на рекламу: они в этом толк понимают. Проблему рекламы поднимают сейчас полупустые залы на многих рок-концертах…

…Увы, на подходе к стадиону нас встречали не только машины с плакатами, но и мощные ментовские кордоны (видимо, по старой футбольной привычке). Билеты при входе в сектора тоже проверяли товарищи из органов. И вообще, весь стадион настолько пропах «ментолом», что казалось, концерты проводит МВД, а девиз: «На каждого фана - по стражу». Приплюсуем сюда еще солдатиков из оцепления, и станет ясно, что для охраны нашего спокойствия были приняты все возможные меры...

На разогреве была минская команда «ФОРПОСТ». Но народ-то собрался совсем не на них. И естественно, что сидящие на трибунах никак не соглашались жевать эту жвачку в ожидании сочного десерта. Тем паче, что «ФОРПОСТ», несмотря на уверения некоторых товарищей (из Сузорья и проч.) отличался полным отсутствием стиля и каких-либо намеков на «лица не общее выражение» (если не сказать хуже).

И сбрасывание одежд, и падения на колени вызывали у публики только приступы ржания - иначе не скажешь – и совсем не ласкающие слух слова и предложения. К счастью, всему есть предел. Под свист и улюлюканье «передовики» покинули стадион. О них, впрочем, все тут же и забыли, ибо на табло зажглась корявая надпись «КИНО». Я жду, что вот-вот на дорожку ленивой трусцой взбегут ОНИ.

Ан нет! Появляется зеленый РАФик и, под всеобщий писк и стон, подвозит довольных звезд к самой сцене. Ай да мы! Ну чем не «запад»?! «Киношники» в своих традиционных черных прикидах, a Густав в тоже традиционных черных трусах. «Мы сейчас немного перестроимся и начнем...» - это Витюша небрежно бросает пару слов в микрофон, весь такой «в доску свой», что народ покорен, завоеван, повергнут ниц. «КИНО» начинает своим свежим хитом «Звезда по имени Солнце», знакомым всем нам по «Игле». Фаны поднимаются со своих насиженных мест, забираются на скамейки… «И две тысячи лет война. Война без особых причин». Первая песенка заканчивается, народ начинает уверенно тесниться к центру, уверенно обтекая милицейские кордоны. Кое-кто уверенно забирается на плечи товарищам, появляются красные и динамовские флаги. А фанатки осаждают Витю, заваливая сцену цветами и пачкая Витин лик в помады разных оттенков.

Одна из наиболее ретивых поклонниц достигает сцены, когда уже звучит новая вещь («Спокойная ночь»), и требует «внимания». Цой машет головой как корова, отгоняющая назойливую муху. Дама, однако, не реагирует на этот красноречивый жест и предпринимает попытку вырвать гриф из могучей Витиной руки. Врешь, кочегара так просто не возьмешь! Народ вопит: «Гони ее!» Фанатке приходится-таки ретироваться, и она возвращается на свое место, гордо подняв голову и бормоча под нос «слова благодарности».

Стадион пляшет, поет, прыгает, хлопает, визжит. В небе над головой Вити начинает вырисовываться светящийся круг. Количество цветов на сцене и помады на лице растет в геометрической прогрессии. КИНО играет боевики из «Группы крови», разбавляя их парочкой старых (из «Начальника Камчатки»). Густав, вконец разогревшись, снимает майку. Милиция делает свое дело, вежливо выволакивая наиболее строптивых за пределы стадиона. Один из фанов великолепным финтом, которому позавидовали бы звезды американского футбола, уходит от охранника, вызывая восторг трибун. На хмурых лицах под красными околышами презрение и решимость вернуть 37-й. В чем дело, ребятки? Здесь же все свои, советские! Не надо волочить меня за рукав; я хорошо понимаю по-русски...

Девочка рядом пониже воздевает глаза к небу, в глазах слезы восторга: она здесь, она видит ЕГО, она слышит ЕГО. «Между землей и небом... ВОЙНА!» – вопит стадион. Звучат «киношники» хорошо. Тихомиров демонстрирует класс на басу, а каспаряновская гитара звучит прямо как в записи. Витя то и дело посматривает на небо: над стадионом сгущаются всамделишние тучи. «КИНО» играет отбой – «Алюминиевые огурцы». Народ ревет...РАФик уносит музыкантов в «неведомые дали»... На Минск обрушивается ливень... Капли стекают по лицам, имитируя слезы прощания... Спасибо, «КИНО», привозите новую программу. Привет Питеру...»