“Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!” – однажды написал поэт Юрий Левитанский и был тысячу раз прав: кино – это действительно целая жизнь со своими триумфами и драмами, взлетами и падениями, героями и злодеями. История отечественного кино, насчитывающая уже более века, вобрала в себя огромный пласт национальной и мировой культуры и оттого чрезвычайно богата на события, лица и имена. Мы представляем вам своеобразные кинематографические “Намедни” – хронику отечественного кино по годам, от первых дореволюционных лент до современности.
1898 год. Российская публика, уже привыкшая к феномену “живых картин”, требует новых зрелищ, и на экранах начинают появляться фильмы, снятые энтузиастами с разных концов света, – “Погибший американский броненосец “Мэн”” американца Джеймса Уайта, “Кабинет Мефистофеля” (или “Лаборатория Мефистофеля”) француза Жоржа Мельеса и другие. Надо сказать, что в этих лентах уже наблюдается некий элемент монтажа – так, Мельес, неутомимый экспериментатор и мастер фантастических сюжетов, начинает использовать монтажные переходы для создания первых спецэффектов (появление персонажей из воздуха и т.п.), а Уайт и вовсе снял сцену гибели боевого корабля в бассейне, выдав ленту за хронику.
По свидетельствам современников, император Николай II страстно увлекался фотографией и кино и привил подобный интерес всей своей семье: в частности, сам государь любил и фотографировать, и фотографироваться, а наследник престола цесаревич Алексей даже пробовал заниматься киносъемкой (по крайней мере, на это указывают некоторые свидетельства). Поэтому вполне логичным было учреждение в 1898 году должности придворного кинооператора, которую занял российско-польский хроникер Болеслав Матушевский (1856 – 1943). Имя Матушевского мелькало в отечественной прессе и раньше в связи с его съемками государственных визитов за рубеж, однако отныне его работа стала официальной частью придворной службы. На новой должности он снял визит в Петергоф кронпринцессы австрийской эрцгерцогини Стефании, охоту в Беловеже с участием русского императора, выпуск кадетов Пажеского кадетского корпуса и другие хроникальные ленты.
За свою работу Матушевский удостоился целого ряда государственных наград, однако в России он задержался ненадолго и в том же 1898 году уехал во Францию. Интересно, что там он выпустил первые в истории книги по теории кинематографа – “Живая фотография: чем она является и чем должна стать” и “Новый источник истории. О создании хранилища исторических документов”. Фактически, в первой работе он предпринял попытку обобщить опыт первых лет кинематографии и представить перспективы ее развития в ближайшие десятилетия, а во второй – поднял вопрос использования кинохроники как средства документирования действительности и создания соответствующих хранилищ и структур. После отъезда Матушевского из России должность придворного кинооператора заняли владельцы крупного фотоателье К. фон Ган и А. Ягельский. Интересно, что за официальным признанием кинематографии на государственном уровне последовала реакция церкви – в мае 1898 года Священный Синод выпустил постановление, в котором запретил показывать изображения святых путем “живой фотографии”.
В сфере коммерческого кинематографа к именам В. Сашина и А. Федецкого в 1898 году прибавилось еще одно имя – Александр Мишон (1858 – 1921). В отличие от своих коллег, пришедших в фото- и киноиндустрию из других профессий, он был потомственным фотографом, сыном одного из пионеров российской фотографии М. Мишона, чье ателье известно как минимум с 1870 года. Свою первую фотостудию Мишон-младший открыл еще в родном Харькове, а в 1884 году перебрался в Баку, где развернул свою деятельность в новых масштабах.
Надо сказать, что талант и энергия Мишона касались не только фотографии – вскоре после открытия собственного ателье он основывает Бакинский кружок любителей фотографии, а также становится автором, редактором и издателем первого выпуска бакинского ежегодника. В 1898 году он пробует заняться кинематографией и создает ряд хроникальных сюжетов – “Нефтяной фонтан на промысле Балаханы”, “Пожар на Биби-Эйбате”, “Народное гуляние в городском сквере”, а также игровую ленту “Попался”.
Премьера картин Мишона состоялась в Баку 2 августа 1898 года, и этот день официально принято считать днем рождения национальной кинематографии Азербайджана. Правда, в дальнейшем Мишон прекратил занятия кинематографией и вновь сосредоточился на фотоискусстве, чем и занимался до своей смерти в 1921 году.
Таким был 1898 год – год, в котором кинематограф в России официально встал на государственную службу, а группа энтузиастов-кинематографистов пополнилась новыми именами. О том, что было дальше, мы расскажем в следующих статьях цикла. Продолжение следует!
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Предыдущая статья цикла: "Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1897