Не знаете, как из жесткой психологической драмы о российской действительности сделать жалостливую мелодраму с обсценной лексикой и элементами софт-порно? Спросите у режиссёра фильма "Текст" Клима Шипенко.
Тварь дрожащая или право имею
В 2017 году выходит книга Дмитрия Глуховского "Текст" о студенте-филологе Илье Горюнове, попавшем под горячую руку молодому, но уже почуявшему вкус власти, сотруднику наркоконтроля Петру Хазину. Пётр подбрасывает Илье наркотики и получает новенькие лейтенантские погоны, а Илья на семь лет отправляется в тюрьму. Ни за что. Семь долгих лет парня корёжит от несправедливости, но, по истечении срока заключения, он не мечтает о мести, просто хочет вернуться домой к матери и начать новую жизнь.
Но возвратиться приходится в пустую промозглую квартиру: несколько часов не дождалась мать сына, умерла. Справедливо? И жизнь, оказывается, не останавливалась, пока Илья на зоне был: бывшая девушка замуж собирается, лучший друг по шри-ланкам разъезжает, а враг Петя вверх по карьерной лестнице движется и развлекается. Справедливо? Нет, отвечает Илья и, подбадриваемый водкой, сходу всаживает Пете в горло ножичек свежезаточенный, по справедливости. Заодно забирает цифровую копию души Пети – мобильник. Ещё неделю для всех Петя Хазин должен жить, чтобы Илья смог раздобыть деньги и похоронить мать. А потом... потом у Ильи нет. Или есть?..
В одноимённом фильме Клима Шипенко вроде всё так же, да не так. Илья в исполнении Александра Петрова – пьяный матерящийся озлобленный зэк, до смерти забивает обидчика и непонятно по какой причине начинает отвечать на сообщения и звонки в его телефоне.
Из строчек текста в живых людей
В книге Илья, словно Кай, собиравший из льдинок слово "вечность", по сообщениям, фото и видео собирает жизнь Петра Хазина. Срастается с ней. Начинает понимать, чувствовать, любить. Становится с Петей единым целым. Имена с экрана телефона обретают характеры, оживают.
В фильме ничего подобного нет. Пётр всегда отдельно, Илья отдельно. Люди из телефона так и остаются строчками текста, голосовыми сообщениями и картинками. И порносцена с Кристиной Асмус, играющей девушку Пети, жизни не прибавляет.
Два мира
В книге параллельно существует два мира: серая холодная Лобня и яркая богатая Москва, первая – для слабых и бедных, вторая – для сильных и богатых.
В фильме всё серо и мрачно. Никакого разделения и контраста. Из-за этого не удаётся достоверно показать, как Илья хочет вырваться из хлада, согреться, обрести лучшую жизнь. Не так остро чувствуется конфликт между желанием достойно похоронить мать и стремлением сбежать. Только оттого, что закадровый голос несколько раз повторяет одни и те же фразы, они не становятся мыслями и мотивами Ильи.
Мама всё чувствует
"Текст" Глуховского о вседозволенности властных структур, о рынке ритуальных услуг, о том, что мобильник вмещает почти всю нашу жизнь, о постоянной внутренней борьбе между тем, как правильно, и тем, как хочется.
"Текст" Шипенко о том, что мама всегда права. Послушался бы Илюша маму, не пошёл бы в клуб, не попался бы на глаза Пете Хазину и жил бы себе долго и счастливо. Чувствовала Илюшина мама, что плохо кончится, и Петина чувствовала. Нет, хорошо, что режиссёр поднимает тему материнской любви, но сводить к ней весь основной конфликт – растерять все остальные смыслы книги. А эта убогая сцена после титров? ЗАЧЕМ?!
Что в итоге?
Глуховский рассказывает беспросветную затягивающую жуткую историю о том, что может произойти с каждым из нас. А Шипенко давит на жалость. Хотите посмотреть на страдающего Александра Петрова – добро пожаловать в кинотеатр.