Изучение международной деятельности, предпринимаемой семейным бизнесом, является растущей областью исследований, которая охватывает две дисциплины: международный бизнес и семейный бизнес. Во-первых, в последние десятилетия изменились модели интернационализации и глобализации с появлением на мировой арене новых участников, таких как рожденные глобальные предприятия, многонациональные МСП и многонациональные корпорации из развивающихся стран. Этот изменяющийся сценарий открывает новые возможности для семейных предприятий, большинство из которых меньше, чем компании, не принадлежащие семье. Во-вторых, растущее число исследователей и большее влияние их публикаций означают, что исследования семейного бизнеса становятся все более актуальными . Эти две возможности могут быть проиллюстрированы примерами семейных транснациональных корпораций по всему миру, таких как Samsung (Южная Корея), Цемекс (Мексика) и так далее.
Конвергентная эволюция международной деятельности и семейным бизнесом
Галло и Свин опубликовали первую статью о международном измерении семейного бизнеса 25 лет назад . С тех пор интерес к этой теме значительно вырос среди исследователей во всем мире. Наши критерии отбора статей, опубликованных за последние 25 лет, были следующими:
- Статьи должны публиковаться только в рецензируемых журналах;
- Название или реферат должны включать слова международный и семейный бизнес (или подобные слова);
- Статья должна касаться международных аспектов семейного бизнеса. Критерии для каждого документа были определены на индивидуальной основе.
Диалог между дисциплинами международной деятельности и семейным бизнесом
Наша главная цель теперь состоит в том, чтобы выявить пробелы в перекрывающейся области между международной деятельности и семейным бизнесом, чтобы найти пути для будущих исследований. Как мы уже видели, существует небольшая концентрация исследований вокруг небольшой области; анализ того, как участие семьи (семейный бизнес против не семейного бизнеса, участие семьи и т.д.) в фирме влияет на процесс ее интернационализации. Результаты исследований за последние 25 лет показывают, что семейные предприятия, как правило, следуют модели Упсалы.
- За их интернационализацию в попытке минимизировать риски международной экспансии и долгосрочной ориентации;
- Разнообразие результатов, касающихся влияния семейной собственности и управления на уровень интернационализации семейного бизнеса по сравнению с не семейным бизнесом;
- Редко используются инструменты сотрудничества или международные альянсы (и когда они работают, они предпочитают делать это в качестве партнеров с другими семейными предприятиями);
- Процессы преемственности имеют тенденцию влиять на процесс интернационализации, как в его инициации, так и в ускорении;
- Интернационализация семейного бизнеса осуществляется в условиях нехватки ресурсов и возможностей.
Но семейный бизнесс - это гораздо больше, чем процесс интернационализации, а интернационализация охватывает больше, чем принятие решения в режиме входа и выбор рынка. При выявлении новых пробелов в литературе мы применяем подход, который требует, чтобы единицей анализа была семейная фирма (в центре), чье международное поведение (результаты) зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Таким образом, культурные аспекты влияют на ряд аспектов семьи. Таким образом, было мало исследований влияния культурных различий в принятии предпринимательских решений через семью. А во внутреннем контексте корпоративное управление фирмы приобретает особую актуальность как центральный орган, принимающий решения. В этой области роль семьи вовлечена в руководящие органы (совет директоров и TMT). Тем не менее, многие другие факторы остаются неисследованными, такие как роль семейных связей или влияние коалиций с семейными узами в процессе принятия решений по интернационализации. Аналогичным образом, отличительной чертой семейных предприятий является тип целей и важность не экономических факторов, таких как социально-эмоциональное богатство. Этот аспект едва ли исследовался как аспект, касающийся мотивации и типов решений, касающихся международной экспансии. В связи с этим последним моментом общепризнанно, что семейные предприятия более склонны к риску, чем не семейные.
Кросс-культурный менеджмент
Межкультурный менеджмент был в центре дисциплины IB в течение нескольких десятилетий. Недавний обзор 265 избранных статей, опубликованных в период с 2000 по 2012 годы в области национальной культуры и международного менеджмента, определяет три основных направления исследований:
- Решение об интернационализации,
- Стратегия режима входа
- Стратегия и структура МНК. Тем не менее, ученые приходят к выводу, что эта тема недостаточно развита, что определяет потенциальные возможности для будущих исследований.
Культурные аспекты оказывают непосредственное влияние на многие семейно-деловые взаимодействия, большинство из которых до сих пор не исследованы. Например, культура может влиять на границы «семьи» и силу семейных связей. Например, у латинских стран более широкое понятие «семья» и более прочные связи между их членами, чем у англосаксонских стран, и китайские семьи сильно отличаются от западных семей. Различные теории семьи (как теория порядка рождения, или теория родительского контроля) также обнаружили, что существуют культурные различия в динамике семьи. Вследствие этих культурных различий семейный бизнес во всем мире не является однородным. Во-вторых, частичное совпадение между семьей и компанией (идентичность семейного бизнеса или самосознание) может варьироваться в зависимости от национальной культуры. Национальная культура влияет на относительную важность ценностей (семейные и бизнес-ценности) и влияет на преобладание деловых и семейных целей.
Чтобы быть еще более конкретным, предполагается, что национальная культура является предиктором личных отношений. Структура, которая идентифицирует и описывает пять когнитивных процессов укрепления доверия, которые помогают объяснить, как доверие развивается в бизнес-контексте, и демонстрирует, как социальные нормы и ценности влияют на применение процессов укрепления доверия. Рассмотрение роли доверия в семейном бизнесе открывает новую возможность исследовать, как национальная культура влияет на отношения между заинтересованными сторонами (членами семьи, вовлеченными в бизнес - уделяя особое внимание генеральному директору, пассивным членам семьи, внешним владельцам и менеджерам и т.д.). Таким образом, существует широкий путь, по которому области могут продвигаться в своих исследованиях, используя межкультурные подходы.