5 января 1973 года впервые в мировой истории было проведено десантирование боевой машины с экипажем внутри. БМД-1 приземлилась на парашютодром "Слободка" около Тулы. Идея и практическая реализация этого эксперимента принадлежит легендарному командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову, а в десантируемой машине сидел его сын, Александр Васильевич Маргелов. В военных документах это испытание обозначалось шифром «Кентавр».
Через несколько лет советские десантники испытали БМД-1 с новым парашютным комплексом, в котором было реализовано гашение скорости перед посадкой реактивным зарядом. На этот раз испытание проходило по теме «Реактавр». Всего за всю историю советских и российских ВДВ внутри боевой техники десантировалось около 60 человек. В июне 2003 года такое десантирование выполнили семь офицеров десантных войск, а зимой 2010 года на трех БМД-2 приземление совершили шесть российских десантников.
Зачем же были нужны такие опасные и сложные испытания? Десантирование техники отдельно от людей на тот момент было уже хорошо отработано в советских десантных войсках. Но в случае реального десантирования больших соединений в тылу врага, были сомнения, успеют ли экипажи боевых машин десанта занять своё место, если сразу после высадки окажутся под обстрелом. Эти испытания позволили убедиться, что в случае необходимости вполне реально высаживать боевые машины сразу с экипажем.
Для советских десантников был разработан целый арсенал авиадесантируемой техники. Это все разновидности БМД, а также БТР-Д «Ракушка». В дополнение к ним — автомобили ТПК («транспортёр переднего края» он же ЛуАЗ-967) и ГАЗ-66. И самоходная артиллерия: АСУ-57, АСУ-85, 2С9 «Нона». Для доставки этой техники использовались военно-транспортные самолёты Ан-12, Ан-22, Ил-76. Советские десантники сразу после высадки имели при себе не только личное оружие, но и боевые машины с артиллерией.
В других странах, таких как США, тоже есть воздушно-десантные войска. Во время Второй Мировой американская армия проводила массовые высадки воздушного десанта, например во время операции «Маркет-Гарден». У ВВС США есть свои огромные транспортные самолёты — Lockheed C-5 Galaxy. При этом ни у американцев, ни у десантников других стран, нет своей боевой техники, которую можно было бы сбрасывать на парашютах, как советские боевые машины десанта. Почему?
Нельзя сказать, что подобная техника американцами не разрабатывалась. В 1963 году на Абердинском полигоне прошли испытания десантируемого танка M551 Шеридан. Машина имела передовую на то время конструкцию и благодаря широкому применению пластмасс и алюминиевой брони, вышла очень лёгкой — с боевой массой всего 15 тонн. При этом её крупнокалиберная 152-мм пушка служила также пусковой установкой противотанковых ракет.
Но этот танк ни разу не десантировался с самолёта и даже соответствующий парашютный комплекс под него не был создан. По воздуху он и в самом деле перемещался, но только транспортным вертолётом. Во время войны во Вьетнаме, американские военные таким способом перебрасывали эти лёгкие танки через горы и реки. Сама боевая машина оказалась не слишком удачной, но дорабатывать её не стали, а к концу 20 века большинство танков М551 были списаны.
Такая разница в подходе к десантированию боевых машин происходит от разной роли десантных войск в Советской (и Российской) армии и войсках США. Поскольку США находятся между двумя океанами, главными силами быстрого реагирования для американцев является Корпус морской пехоты. Это и в самом деле элитные войска, которые можно в короткие сроки перебросить практически в любую точку земного шара. Даже в Афганистане американцы используют своих морпехов, в то время как СССР посылал туда в основном десантников.
Советский Союз, из-за своего континентального расположения, не мог использовать морскую пехоту таким образом. А вот воздушный десант — мог. Разумеется, доставлять воздухом тяжёлую технику и оружие намного сложнее, дороже и опаснее, чем морем. Но в случае большой войны с НАТО, советская морская пехота не могла в короткий срок оказаться там, где это было бы необходимо.
Читайте также: Почему СССР не создал собственный ганшип?
На это были способны только воздушные десантники. Поэтому их снабдили десантируемой техникой, чтобы они могли вести боевые действия против сильного противника в самых сложных условиях.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!