Давно не было в прессе ничего ужасного про колбасу, народ как-то расслабился и даже стал чаще покупать её. Это не Росстат заметил, а независимые исследователи. Но, теперь мастера документального триллера нашли новый жупел, который можно пристегнуть к продуктам мясопереработки. Это вирус африканской чумы свиней, который обнаружили в колбасе.
Почти 300 кг варёной колбасы «Бутербродная» с ДНК вируса АЧС завезли из Калужской области в Челябинскую, проинформировало управления Россельхознадзора по Челябинской области. Она может находиться в 136 торговых точках ООО «Южурал-Торг». Всего около 20 регионов России могли получить вирус АЧС вместе с колбасой АО "Итера" из города Балабаново Калужской области. Об этом сообщили "Аргументы и факты" и все ведущие печатные и сетевые издания, а также - телевизионные каналы.
Это, к сожалению, не первый случай, когда с зараженным сырьем вирус попал в готовые мясные продукты. Ранее подобный случай произошел в Калининградской области и там мясоперерабатывающее предприятие закрыли на 6 месяцев, чтобы вирус потерял активность. Для человека он не опасен, но легко заражает домашних свиней и практически 100% их погибает.
Как это могло случиться? Инкубационный период вируса АЧС – две недели. Сырьё могли завезти на предприятие легально из благополучного предприятия, но вирус проявил себя позже. Получается, что ветеринарный сертификат не гарантирует отсутствие вируса АЧС в свинине. Сертифицированные лаборатории загружены работой и получить результат анализа день в день невозможно и невозможно держать неделю мясо в холодильнике, пока его проверят.
Необходим стандартный метод экспресс-анализа на вирус африканской чумы свиней. Такой метод есть и применяется за рубежом; надо всего два часа, чтобы получить ответ - есть в мясе вирус АЧС или нет. Дело за малым: Росстандарт должен этот метод признать, чтобы им могли пользоваться на законных основаниях.
Система контроля ветеринарной безопасности имеет еще один изъян: до сих пор в России не ввели поголовную идентификацию животных по единым для вей страны правилам. Если в пределах одного региона происхождение животных еще можно отследить, то, попадая в соседнюю область их "паспорт" машинными средствами прочесть не получится, поскольку формы документов у всех разные.
Происхождение свинины, вызвавшей такой переполох, сейчас устанавливается, но установят ли? Это вопрос. При отсутствии стопроцентной прослеживаемости происхождения сельскохозяйствнных животных можно определить, из какой области прибыла партия груза, название компании-отправителя. Этого недостаточно, чтобы купировать очаг в короткий срок.
Таковы вкратце настоящие проблемы и пути их преодоления. В выпусках новостей тем временем появились сюжеты со смещенными акцентами. Ведущими ставится под сомнение безопасность для человека вируса АЧС и колбасы, в которой вирус обнаружен. Понятно, что про методы анализа и всеобщую идентификацию животных рассказать труднее чем про то, какие меры на столичных рынках принимают для защиты потребителя, а в конце сказать: вирусную колбасу есть не буду.
Это как раз тот случай, когда лучше жевать, чем говорить.