Друг у меня в девяностых годах угодил в колонию поселения, дали ему три года и отправили на север в республику Коми,привезли их с тюрьмы одним вагоном семьдесят человек, определили в барак, бараки были двухэтажные, большие комнаты по шесть человек, на следующий день их всех распределили по работам, он попал на сплав леса, было начало лета, на улице было тепло, полгода он просидел в тюрьме, так что на солнышке погреться было приятно.
Поставили его к двум мужикам обвязывать плоты и делать переднюю и заднюю головки, работа была конечно тяжелая, особенно после тюрьмы. Надо было специальными крючками вытаскивать из пачек бревна складывать их втрое и обвязывать шестимиллиметровой проволокой, затягивали все вместе, втроем, намертво при помощи здорового лома, скрутки делали через каждые пятьдесят сантиметров.
После того как сделали головку начинали заводить тросы по краям всего плота, дополнительно обмотав вокруг пачек, чтобы плот крепче держался и не развалился при буксировке. Бригада состояла из одиннадцати человек, каждый занимался своей работой, мы обвязывали плот, два стропальщика и крановщик, скидывали с машин лес в воду, один самый главный это- повар, бригада голодная- плохая бригада, но повар у нас был хороший, продукты выдавали сухим пайком, еще сами кто что добудет шло в общий котел, так что кормежка была нормальная. И остальные четверо бригада загонщиков, пачки с лесом ровными рядами загоняли в плот, запрыгивали на пачку и шестом плывя по течению управляли ей.
Сначала было тяжело, но потом втянулся, чувствуешь себя почти свободным, можешь ходить и в лес и в поселок в магазин, в поселке живут семьи администрации колонии, так что знакомиться там не с кем, да и граждане начальники оберегают их, не дай бог с кем роман закрутишь все кости переломают. Мы втроем сделав переднюю головку могли один день посвятить рыбалке или шли в тайгу за ягодами и грибами, пока загонщики не загонят в плот триста пачек леса, плот в среднем получался три тысячи кубов, потом мы втроем закрывали его и укрепляли опять сделав на последнем ряду головку, для жесткости. Затем приходили катера цепляли этот плот и тянули по реке.
Так что жили как на курорте, купаться можно прямо с плота, ныряешь в воду,она чистая, прозрачная, только холодная привыкать надо, так то летом здесь жарко, два месяца стоит жара под сорок, но погода меняется моментально, с утра можно купаться, в обед может задуть северный ветер, а после обеда выпасть снег и к вечеру растаять и опять станет тепло. Леса заготавливают очень много, куда он весь идет, только у нас лежат штабеля по несколько сот тысяч кубов, а зарплата никакая, говорят план по управлению не вытягиваем, денег нет, если бы не кормили, не знаю как на эти копейки жить.
Развлечений правда мало, телевизор один в комнате, вечером все ждут сериал Санта- Барбара, я не знаю взрослые мужики всей колонией смотрят этот сериал, никого не оторвешь. Но а так развлекаешься только в тайге, тут тебе все и ягоды наешься и с удочкой посидишь на озере. Приезжал тут раз к ребятам один местный, отсюда освободился, они к нему на ту сторону реки переправились на лодке.
Он привез им ящик водки, вот они и гульнули, когда проснулись уже темно, а их здесь в колонии хотели в розыск объявлять, но они появились, опера на них оторвались, руками не били, били дубинками. Дали им по трое суток штрафного изолятора, с выводом на работу, отдыхать без работы здесь не дают. Хозяин колонии говорит, не для того вас сюда пригнали чтобы в изоляторе от работы прятались, будете жить в изоляторе, но все равно будете ходить на работу.
Ребята кто работает на валке леса каждый день пьяные приезжают, если выработка сто процентов, что они пьяные, никого не волнует, а если нормы нет, то ночевать в изолятор, а утром на работу. Когда в Москве Ельцин взял власть, хозяин пьяный залез на кучу опилок и всей колонии говорит, думаете наша власть кончилась, загоню сейчас вас всех в яму и тракторами закопаю и мне ничего не будет. Наша власть как стояла так и будет стоять. В общем все держится на работе, иначе здесь не выжить.